ИТО
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация "Информационные технологии в образовании" 
Компания ГЭНДАЛЬФ
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
ЮГИНФО Южного федерального университета
Педагогический институт Южного федерального университета
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
Управление образования г. Ростова-на-Дону
НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и права
 XII Южно-Российская межрегиональная
 научно-практическая конференция-выставка
"Информационные технологии в образовании"
"ИTO-Ростов-2012"
15 - 16 ноября 2012 года

Школьный сайт как компонент информационного пространства школы

Автор: Лях Владимир Петрович, Почетная грамота Министерства образования и науки РСФСР
МБОУ Нижнепоповская основная общеобразовательная школа

Школьный сайт как компонент
информационного пространства школы
В.П. Лях, учитель физики и математики МБОУ Нижнепоповская ООШ, х. Нижнепопов Белокалитвинского района Ростовской области
Одна из важнейших особенностей  современного образования состоит во все большем освоении   новых  технологий, в результате чего изменяется содержание учебно-воспитательного процесса, методический аппарат,  создается  новая   коммуникационная среда, попадая в которую каждый участник учебно-воспитательного процесса  получает невиданные доселе возможности быть  более эффективным,   компетентным, успешным.   В связи с бурным развитием информационных технологий,  все более значительную роль в деятельности школ играют образовательные сайты
Значение школьного сайта в создании единого информационного образовательного пространства школы неоценимо. От его содержания, организационной структуры и качества  зависят не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. Современная школа существует  в открытом информационном пространстве, она может и должна быть интересна   в нем и  как своеобразное образовательное учреждение, и в  рамках конкретного педагогического опыта ее работников.    Сайт позволяет решить проблему открытости информационной среды, в которой реализуется  образовательный процесс — открытости для родителей, всего общества. Кроме того, сайт может стать эффективным  инструментом для более качественного и эффективного решения профессиональных  задач школы: организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, информационной поддержки и мотивации  обучения, индивидуальной помощи, информирования, организации  различных  дистанционных мероприятий и т.д.
В  2006 году, когда   сайт нашей школы впервые был участником  регионального конкурса, его исходник помещался на дискете. В то время сайт не был обязательным атрибутом школьной жизни и создавался  в рамках  популярного  тогда коллективного творческого  дела, в котором приняли самое активное участие все: родители, ученики, учителя, выпускники.  Эта работа охватывала все стороны  школьной жизни, затронула,  так или иначе, всех   учителей. Тогда на нашем сайте по адресу http://NpOOS.narod.ru появилась история школы, история хутора, страница о природе наших мест, методические странички всех педагогов, разносторонние сведения о школе, методические материалы для учащихся, гостевая книга.
Закономерным результатом  такой  активной и массовой  работы стало третье  место уже на следующем региональном конкурсе сайтов образовательных учреждений  в 2007году. 
Основным приоритетом   школьного образовательного ресурса мы всегда считали его функциональность, способность решать конкретные  задачи,  а вовсе не внешнюю броскость и  технические навороты, которые  часто полезны, но не должны быть самоцелью. Мы полагаем, что  как можно больше работы для сайта должны делать учащиеся: сбор материалов, набор текстов, фотосъемка, обработка изображений, создание   цифровых  рисунков, анимаций, комментирование, работа с письмами  и т.д.
С 2006 года на нашем школьном сайте существует страница новостей, которая не только красноречиво  свидетельствует о том, что ресурс постоянно обновляется, но и наглядно повествует о событиях  школьной жизни,  создавая постепенно  современную историю школы. Эта страница активно посещается родителями, учениками и выпускниками школы, оттуда скачивают фотографии, материалы заинтересованно обсуждаются.  По предложению бывших  учеников  школы  на сайте появилась страница выпускников, традиция которой  существует уже несколько лет, и каждый новый выпуск старается превзойти предыдущие в ее оформлении.  Постепенно и сам  образовательный  сайт приобретает черты   школьной традиции, без которой школу представить уже невозможно.
Опыт показывает, что если сайт возникает исходя из логики развития школы, а не как обременительная необходимость, он развивается вместе  со школой, помогая решать задачи школьной образовательной программы.  Например, страница «Фотогалерея» на сайте нашей школы возникла  по предложению учеников, пожелавших показать посетителям сайта свои  графические работы. Потом на этой странице постепенно стали помещаться хорошие сочинения, анимированные рисунки, почетные грамоты и медали, полученные учениками. Получилось  так, что  попасть на эту страницу стало стимулом создать что-либо заметное, реализовать свои возможности  наилучшим образом.
Так же сама собой возникла идея создавать на сайте виртуальные экскурсии. Один из выпускников прислал на сайт фотографии о Московском Политехническом музее, где он побывал. Из этих материалов с его текстом, написанным  весьма объемно и с уместной долей юмора, и была создана первая страница – экскурсия. Потом таких экскурсий появилось немало: о посещении подводной лодки, заводского прокатного цеха, Московского зоопарка и др.
На сайте школы есть страницы с обязательной информацией, которую необходимо поместить в публичном доступе по закону, есть страницы для родителей, содержащие ссылки на нормативные и учредительные документы. На  странице для учителей  представлены разработки педагогов школы, в том числе электронные образовательные ресурсы, рабочие программы, доклады, презентации. Эта страница позволяет педагогу заявить о себе, представить собственный опыт коллегам. Востребована  страница для учащихся, на которой представлены тексты рейтинговых контрольных работ, демоверсии вариантов итоговой аттестации по различным предметам, задания олимпиад, экзаменационные билеты. Все это делает школьный сайт полезным, и посещаемость его стабильно остается довольно высокой.
Очень важным нам представляется то, что сайт школы делается в самой школе, а потому он оперативен, легко и часто обновляется, содержит актуальные материалы. Затраты времени на освоение соответствующих веб-технологий на начальном этапе очень скоро окупаются  теми возможностями, которые предоставляет настоящий, живой, а не чисто представительский сайт, пусть даже сделанный наемными супер-мастерами.
И все же логика развития информационного пространства нашей школы уже через пару лет потребовала новых возможностей. Школьный сайт оказался тесен для размещения системы методических материалов учителей, привлечения к ним внимания коллег, родителей, учащихся. И тогда появился,  кроме школьного сайта,  первый персональный сайт учителя. Это сайт учителя физики, названный «Школа физики», который сегодня достаточно известен и легко находится в сети. Его адрес http://VPL54.narod.ru Сайт позволил организовать взаимодействие с передовыми педагогами, осваивающими инновационные методики преподавания. За счет размещения полезной информации для домашнего мастера, интересных статей о передовых открытиях в науке оказалось возможным привлечь к сотрудничеству многих родителей, причем из самых разных регионов страны и из ближнего зарубежья. На сайте огромное количество видеоматериалов, статей, оригинальных методических разработок. Большое внимание привлекают, в частности, физические фокусы, методика создания диафильмов-презентаций, схемы и описания технических самоделок, авторского демонстрационного оборудования, виртуальных экскурсий.
Автор сайта, публикуя время от времени статьи в журнале «Физика в школе» дает ссылку на страницы сайта, где можно посмотреть иллюстрации или познакомиться с более подробной версией материала.
Но самое главное заключается  в том, что именно на сайте ученики могут найти практически все необходимые для учебной работы статьи, ссылки на внешние ресурсы, тексты контрольных и самостоятельных работ, на почту сайта они могут отправить выполненные работы. Есть на сайте именные страницы учеников, где представлены их учебные разработки по предмету, в частности анимированные схемы, графические модели, что очень важно для неформального усвоения учебного материала.
Этот опыт недолго был уникальным, вскоре появился второй персональный учительский сайт по математике учителя Лях А.П., расположенный по адресу http://mat-ap.narod.ru  Называется он «Плюс-минус». Здесь подробно представлен опыт учителя математики, авторские методические приемы. Интересны инсценированные задачи, сценарии внеклассных мероприятий, приемы развития мышления и смекалки, элементы реализуемой учителем  методики «успешного» обучения математике.
В настоящее время в школе готовятся материалы для создания персональных учительских сайтов учителей  истории-географии, биологии-химии, русского языка и литературы. На этих сайтах учителя предполагают возможность создания классных журналов и дневников, что существенно упростило бы их ведение по сравнению с ведением этой работы по всем предметам одним человеком. Все эти сайты, естественно, связаны ссылками со школьным сайтом и переход с одного ресурса на другой происходит практически незаметно, тем более, что большинство из них   расположены на одном хостинге.
Кроме школьного и персональных сайтов, единое информационное пространство школы реализуется  в форме школьной локальной сети, объединяющей  компьютеры кабинета информатики, библиотеки и всех учебных кабинетов. В каждом кабинете учитель имеет компьютер, подключенный к сети Интернет, медиапроектор, принтер и сканер, хорошие   звуковые колонки. Это дает возможность легко использовать возможности школьных сайтов, внешних ресурсов и возможностей локальной сети  для самого широкого круга задач: оперативного изготовления и использования дидактических материалов, онлайн - иллюстрации, различных форм учебной работы.
Ушел в прошлое нудный «опрос» у доски, когда из школьника «клещами» вытаскивали два-три слова,  лишь бы поставить заветную «троечку». Сейчас есть все возможности  воспитывать в каждом ребенке творца, творческую личность, способную реализовать свой потенциал. А потенциал заложен  природой в каждом  юном человеке. Таких широких и универсальных возможностей реализовать его, какие дают информационные технологии не дают никакие другие методические системы.
 

Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  Школьный сайт, информационное пространство школы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.