ИТО
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация "Информационные технологии в образовании"
Компания ГЭНДАЛЬФ
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
ЮГИНФО Южного федерального университета
Академия педагогического образования Южного федерального университета
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
Управление образования г. Ростова-на-Дону
НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и права
 XIII Южно-Российская межрегиональная
 научно-практическая конференция-выставка
"Информационные технологии в образовании"
"ИTO-Ростов-2013"

преподавание гуманитарных дисциплин

Тезисы
«Информационные технологии на уроках русского языка и литературы»
«Информационные технологии на уроках русского языка и X литературы» Кирьякова Татьяна Николаевна (atatika@bk.ru) Муниципальное образовательное бюджетное учреждение лицей №7 г. Таганрог (МОБУ лицей №7) Аннотация. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе позволяет разнообразить и комбинировать средств педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дают возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Данная технология при обучении русскому языку и литературе принципиально меняет методы работы и результаты. «Информационные технологии на уроках русского языка и X литературы» Учитель русского языка и литературы Т.Н.Кирьякова МОБУ лицей №7 г. Таганрог Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе создают принципиально новые возможности получения человеком знаний. Они позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дают возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Данная технология при обучении русскому языку и литературе принципиально меняет методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Повышается темп урока, увеличивается время для самостоятельной работы, совершенствуются практические умения и навыки, индивидуализируется процесс обучения, развивается творческий потенциал учащихся. Информационные технологии позволяют значительно увеличить наглядность уроков и таким образом повысить эффективность работы на уроке и во внеурочной деятельности. Реализуется важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативны, красочны, позволяют рассмотреть и оценить тот или иной объект или процесс с разных сторон. Выполнение всех традиционных видов упражнений: на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста, работу с таблицами и правилами - проходит увлечённо, более слабые учащиеся имеют возможность несколько раз вернуться к изучаемому материалу, зрительно восстановить правило. Особое место я отвожу современным ИКТ в формировании и развитии мотивации обучения. Пробуждается интерес к моим предметам даже у слабого ученика. Задания, которые я предлагаю выполнить с помощью компьютера, выполняются более качественно и с большим интересом, чем аналогичные задания в учебнике. Все это, бесспорно, будит интерес учащихся к изучаемому предмету. Интерес – это один из существенных элементов мотивации. Применять компьютер можно на всех этапах урока: от объяснения нового материала до закрепления, осуществлять контроль знаний, отработку умений и навыков. На уроках русского языка и литературы я использую самые разнообразные виды деятельности и формы контроля. Это редактирование текста: деление текста на абзацы, перемещение, выделение главной мысли, изменение стиля речи, расширение текста с целью усиления эмоциональности, выразительности, убедительности (контроль: сжатое изложение, выборочное изложение, пересказ текста с изменением лица). Составление плана по тексту к выступлению (контроль: план выступления).Работа с тестовыми программами «Репетитор» , «Фраза», «Экспресс-подготовка к экзамену»- по текущей теме, создание тренировочных, контрольных материалов по русскому языку (контроль: тест, викторина).Данные программы предусматривают различные режимы работы (т.е. комбинированные): демонстрационный, тренинговый, контролирующий, справочно-консультационный. После выполнения каждого тренировочного упражнения компьютер дает характеристику проделанной работы. На экране появляются все допущенные ошибки и указывается их характер. Такие упражнения на уроке на экране активизируют внимание всех учащихся в классе, всем интересно не только услышать, но и увидеть мгновенный результат. Умение увидеть ошибку, понять применение правила формируют прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки.Привлекают информационные технологии тем, что позволяют увеличить объём тренировочных упражнений, дифференцировать их по объёму и степени трудности, организовать индивидуальную и групповую работу. Например, в 9 классе при повторении темы «Сложное предложение» за один урок учащиеся имели возможность вместо 1-2 упражнений проработать 8.Хороший результат можно получить при работе с текстом, используя информационные технологии, на уроках развития речи. Компьютерные технологии позволяют воздействовать на воображение учащихся через живопись, музыку. Это улучшает результаты при написании сочинения-описания, выполнении творческих работ. В 5-7 классах отличный результат дают компьютерные задания при работе по лексикологии, орфографии, текстоведению. В старших классах внимание уделяется развитию основных коммуникативных умений учащихся, задаваемых Федеральным компонентом Государственного стандарта, которые могут стать более успешными с применением информационных технологий. Большую пользу приносит ученику работа с электронными словарями и электронной библиотекой. Улучшается владение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, происходит более интенсивное обогащение словарного запаса (контроль: словарная статья, словарная работа). Наглядное восприятие различий между аннотацией, конспектом, рефератом способствует расширению общеучебных знаний и навыков (контроль: список статей на заданную тему, составление аннотаций, рефератов и т.д.). «Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» - писал С. Моэм. Создание исследовательских проектов, презентаций, сравнительных характеристик героев, составление таблиц вовлекают учащегося в творческий процесс и помогают более глубоко освоить учебный материал, получить удовлетворение. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение структурировать теоретический материал, синтезировать, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать. Данные навыки формируют ключевые компетентности и, в конечном итоге, дают возможность применять полученные навыки для приобретения новых знаний на других предметах, позволяют детям успешно социализироваться. Компьютер постепенно становится своего рода организатором самостоятельной деятельности обучающихся. К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе следует отнести презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Не прочитав об авторе, не создашь презентацию о его жизни и творчестве. Не выбрав путем чтения нужный материал, не подготовишь сообщение, не выполнишь творческое задание. Презентация завершает, подытоживает работу над исследовательским проектом. При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее "проговаривают" весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи: снимается страх публичного выступления; повышается уверенность в собственных силах; лучше запоминается материал; заранее корректируются все неточности, что позволяет представить в дальнейшем выверенный вариант презентации, не содержащий ошибок. Дети учатся доходчиво и доказательно излагать свои мысли, анализировать полученную информацию, представлять ее наглядно. Презентация сопровождается публичным выступлением учащегося или группы учащихся. Трудно переоценить возможность публичной оценки труда школьника. Презентация помогает самоутверждению, рефлексии. В ходе совместной деятельности обучающиеся должны выбрать биографическую, историко-графическую информацию, получают возможность использовать видео, аудио, мультимедиа материалы. В данной работе устанавливаются межпредметные связи с музыкой, историей, живописью. В результате учащимися усваивается материал, определяется собственная позиция обучающихся, анализируется информация. Такие уроки и подготовка к ним носят творческий характер. Задания распределяются между отдельными учащимися или между группами учеников. В этом случае имеет место и конкуренция, ведь будут оценивать работы в сравнении, что также способствует стремлению более качественно представить изучаемый материал.Учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий, приобретают уверенность. А уверенность - это отсутствие страха получить отрицательную оценку. Таким образом создается ситуация успеха, что способствует развитию личности. Будущее любой страны базируется на образовании. В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Одна из главных задач, стоящих перед учителем, состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развивать духовно-нравственные ценности личности, «научить учащихся учиться». Использование компьютерных технологий не заменяет традиционных видов и форм обучения и проверки знаний, а лишь дополняет их. Опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование информационных материалов, являющихся логическим продолжением традиционной работы на уроках русского языка и литературы, в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся. Разумное сочетание средств ИКТ и живого слова, приумноженные профессионализмом учителя, помогут улучшить качество знаний учащихся и, надеюсь, обратят наше молодое поколение в высококультурную просвещенную нацию. Литература: Статья по русскому языку по теме: Использование современных ... nsportal.ru/.. ./ispolzovanie-sovremennykh-pedagogicheskikh-tekhnologi...‎ Использование информационных технологий в преподавании ... festival.1september.ru/articles/532622/‎ Информационные технологии в преподавании дисциплины cdp.tti.sfedu.ru/index.php?option=com_content&task=view Использование информационных технологий на уроках русского языка edu.ompec.ru/mod/resource/view.php?id=6113&redirect=1‎ Статья по русскому языку на тему:Современные образовательные технологии ... nsportal.ru/.. ./sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-prepodavanii-r...‎ Информационные технологии на уроках русского языка как ... www.rusedu.info › Использование ПК на уроках‎
Автор: Кирьякова Татьяна Николаевна, Нагрудный знак "Почётный работник общего образования Российской Федерации"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №7 г. Таганрог
Нет фото
Использование интернет-ресурсов в проектном методе обучения географии

Автор: Власова Анна Викторовна, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 имени Героя Советского Союза Пескова Дмитрия Михайловича Советского района города Ростова-на-Дону
Информационные технологии в обучении географии в основной школе
Под информационными технологиями понимают научное направление (совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами) и конкретный способ работы с информацией (способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте). Все образовательные технологии являются информационными, так как предполагают операции с информацией.
Автор: Свиржевская Наталия Викторовна

МБОУ лицей №26 г.Шахты Ростоской области
Нет фото
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
В данной статье рассматриваются лингво-дидактические преимущества использования социальных сетей при изучении английского языка. Интеграция социальных сетей и сервисов Веб 2.0 технологий в преподавании иностранных языков сегодня позволяет, по нашему мнению, оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучающихся.
Автор: Бондарева Татьяна Эдвартовна, Кандидат филологических наук

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя образовательная школа, Таганрог
Нет фото
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье описывается дидактический потенциал средств образной наглядности в обучении школьников устному высказыванию на уроках английского языка.
Автор: Прайс Мария Сергеевна

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интер
Нет фото
Использование электронных книг на уроках литературы

Автор: Плотникова Виктория Викторовна, Победитель конкурса лучших учителей России 2009, 2011 гг, Почетный работник общего образования РФ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса Советского района города Ростова-на-Дону
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Информационные технологии на уроках английского языка способствуют более прочному запоминанию изучаемого материала, развитию творческого мышления, познавательной активности младших школьников, повышению интереса к изучаемому предмету, формированию навыков работы с компьютером.
Автор: Буйниченко Ольга Алексеевна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 города Шахты
Нет фото
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий на уроках русского языка.
Автор: Сафронова Елена Александровна

МБОУ СОШ №49 г. Шахты
Особенности организации работы на уроках литературы с применением ИКТ

Автор: Абрамян Марина Леонидовна

муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение средняя общеобразовательбная школа №21 г.Шахты Ростовской области
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Автор: Савина Людмила Владимировна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 г.Шахты Ростовской области


Секции

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.