Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
АНО «ИТО»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
XIV Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2014»
13-14 ноября 2014 года, г. Ростов-на-Дону

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ: ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ВЕБИНАРЫ)

Муниципальное казённое учреждение «Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий «Старт»
Статья посвящена одной из перспективных форм дистанционного обучения – вебинарам. В работе обобщён опыт использования вебинаров в целях повышения квалификации педагогов образовательных организаций и проведён анализ достоинств и недостатков данного метода обучения.

Постоянный поиск новых путей повышения качества знаний и ускорения получения образования способствует появлению инновационных форм обучения, среди которых можно отметить - технологии дистанционного образования.Одной из наиболее востребованных на сегодняшний день форм дистанционного обучения являются вебинары. Принципиальное отличие вебинаров от других форм дистанционного образования – это легкость организации мероприятия и его интерактивность, т.е. наличие обратной связи с учащимися в режиме реального времени.

Учитывая функциональные возможности вебинаров специалисты МКУ КМЦИКТ "Старт" активно используют вебинары наряду с формами очного обучения в целях повышения квалификации педагогов образовательных организаций города Краснодара в области компьютерных технологий.

Сделать вебинары максимально доступными для образовательных организаций  стало возможным благодаря использованию современных технологий и выработанным специалистами МКУ КМЦИКТ «Старт» методическим рекомендациям  по организации рабочего места. В результате в образовательных организациях города Краснодара созданы все условия для проведения вебинаров: компьютерные классы обеспечены доступом к сети Интернет, предусмотрено наличие необходимого программного обеспечения.

Во время проведения вебинаров специалистами  МКУ КМЦИКТ "Старт" максимально используются ресурсы программной платформы Mirapolis: аудио-видео трансляция преподавателя; демонстрация видеофайлов, документов Word, Excel, PowerPoint, PDF, документов популярных графических форматов;  возможность сделать общим свой рабочий стол и показать в действии какую-либо программу или сервис; текстовый чат для вопросов и обсуждений.

Обучающие вебинары дают возможность организовать оперативное взаимодействие с различными категориями работников образовательных организаций в пределах основного места работы. Для педагогов-начинающих пользователей ПК – вебинары используются с целью проведения вводных и установочных лекций, что позволяет теоретически подготовить обучающихся и облегчает усвоение практического материала на следующем - очном этапе образования; для педагогов-уверенных пользователей ПК - проводится обучение работе с программами и Интернет-сервисами, изучение которых не требует больших временных затрат; для технических специалистов – вебинары по настройке программного обеспечения и оборудования. Большую роль играет возможность интерактивного обучения специалистов образовательных организаций работе по заполнению статистической отчётности. Вебинары активно используются в целях проведения обучающих занятий по внедрению в образовательных организациях АИС «Сетевой город. Образование» - это даёт возможность  вовлекать в процесс обучения без отрыва от основной работы неограниченное количество педагогов-предметников, оперативно устранять технические проблемы,  своевременно решать сложные вопросы.

Таким образом, практика использования вебинаров в процессе обучения позволила выявить достоинства и недостатки данной формы обучения.

К числу преимуществ относятся:

  1. Доступность. Чтобы «посетить» вебинар образовательным организациям достаточно на сайте Центра выбрать интересующую тему, заполнить регистрационную форму и «зайти» на страницу проведения вебинара в назначенные дату и время.
  2. Интерактивность. Дистанционное обучение в формате вебинаров позволяет вовлекать в обучение всех участников образовательного процесса.
  3. Дистантность. Независимость от расстояний: отпадает необходимость выезда с места работы.
  4. Альтернативность. Перечень тем вебинаров постоянно пополняется, что даёт возможность каждому педагогу выбрать наиболее интересную для себя тему.
  5. Инвариантность. Это возможность для тех, кому по каким-либо физическим причинам неудобны очные формы обучения.
  6. Цифральность. Возможность неоднократного просмотра видеозаписи вебинаров, что очень удобно для закрепления материала.

Наряду с достоинствами имеются и некоторые недостатки:

  1. Релевантность. У многих педагогов возникают сложности с восприятием информации на слух или с экрана монитора.
  2. Рефрактерность. Наблюдая за педагогами с экрана монитора преподавателю зачастую сложно уловить эмоциональное настроение обучающихся и своевременно применить приемы удержания внимания.

Анализ достоинств и недостатков вебинаров позволяет сделать вывод о том, что это, на сегодняшний день, - одно из наиболее прогрессивных средств дистанционного обучения, для которого не существует границ и расстояний. А симбиоз очного обучения и дистанционного в формате вебинаров позволяет вовлекать в процесс обучения неограниченное количество педагогов, экономить время и средства на образование,  сделать процесс повышения квалификации педагогических работников мобильным, интерактивным, увлекательным и эффективным.

Список использованных источников
  1. Разумова Н. А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: [сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/videolektsii-i-vebinary-v-sisteme-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 19.09.2014).
  2. Всё о вебинарах [Электронный ресурс] // Сервис вебинаров, Webinar.tW: [сайт]. URL: http://webinar.tw/poleznie-stati/vs-o-vebinarach.html (дата обращения: 19.09.2014).
  3. Иванова Е. Б. Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинара от и до) [Электронный ресурс] // Институт управления образованием Российской академии образования: [сайт]. URL: http://www.iuorao.ru/20120930/226-2012-10-02-09-19-20 (дата обращения: 19.09.2014).
  4. Пермякова Е. Н. Вебинар как эффективный способ дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Московский государственный индустриальный университет (МГИУ): [сайт]. URL: http://www.vfmgiu.ru/nauch/Krug_stol_dlya_prepodavatelei_vuzov/Vebinar_qaq_effeqtivnyi_sposob_distantcionnogo_obucheniia/index.html (дата обращения: 19.09.2014).
  5. Трапезников Е. В. Использование вебинаров в процессе образовательной деятельности. [Электронный ресурс] // Publishing house Education and Science s.r.o.: [сайт]. URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2013/Informatica/3_132569.doc.htm (дата обращения: 19.09.2014).
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  дистанционное обучение, вебинар, повышение квалификации педагогов, информационные технологии, опыт использования вебинаров

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.