Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XV Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2015»
11-12 ноября 2015 года, г. Ростов-на-Дону

Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет-грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы

ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива ГКОУ РО Казанской школы-интерната VII вида по работе с учениками, педагогами и родителями в вопросе воспитания интернет-грамотности и обеспечения информационной безопасности учреждения.
Наше учреждение – ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида – находится на северной окраине Ростовской области. У нас маленькое сельское учреждение, всего 45 учащихся в 4 классах, которых мы обучаем в объеме второй ступени образования (начальное общее), дети у нас живут особенные – с задержкой психического развития. Но как, вероятно, любое современное учреждение образования мы стремимся соответствовать требованиям времени, а иногда пытаемся время и обгонять.
В учреждении за 9 лет сложилась собственная ИОС, которая начиналась с одного компьютера в 2003 году и подключения к сети Интернет в 2006 году.  На данный момент в школе имеется 40 компьютеров, выход в Интернет и сеть Wi-Fi, каждый класс оборудован интерактивным комплексом, в двух классах имеются документ-камеры, есть цифровая лаборатория Лабдиск и цифровой микроскоп. Нашей ИОС предстоит усилиями педколлектива учреждения со временем превратиться в информационно-безопасную образовательную среду.
Обеспечивая безопасность учреждения, его воспитанников и сотрудников, мы контролируем и вопросы информационной безопасности. В Википедии говорится, что «информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации».
Следует отметить, что государство не остаётся равнодушным наблюдателем, а предпринимает ряд мер, направленных на снижение степени угроз, предотвращение рисков физического, психологического и нравственного здоровья детей, что видно, в первую очередь, из Федерального Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором вводится понятие информационной безопасности детей. Требования по информационной безопасности содержится и в ФГОС НОО.
Так как в школе-интернате воспитываются дети с ЗПР, то навыки пользователя ПК и все сопутствующие знания они получают под руководством педагога. При этом на педагога ложится ответственность за то, чтобы научить ребенка грамотному использованию ресурсов сети, в которую рано или поздно ребенок попадет.
Проблему безопасного использования детьми сети Интернет нельзя решить путем запрета ресурсов. Любого школьника нужно не ограничивать, а обучать правильному поведению в Сети, воспитывать сетевую культуру и развивать критическое мышление для того, чтобы он смог самостоятельно избежать недобросовестных людей и некачественного контента.
Мы предпринимаем различные шаги по формированию информационной грамотности и сетевой гигиены детей при работе в сети. Ежегодно в рамках Всероссийской акции «Безопасный Интернет» учреждение принимает участие в Неделе безопасного Рунета, в течение которой дети получают знания по безопасной работе в Интернете, проходят Интернет-ликбез с использованием игровых технологий на сайтах и порталах для детей (ДетиОнлайн, Безопасный интернет от Disney, Интернешка, WildWebWoods, Разбираем Интернет).
В 2014 году учащиеся нашего учреждения впервые участвовали во Всероссийской акции «Час кода» в рамках Международной недели информатики и Дня информатики в России.  Наше мероприятие «Как мы нашКОДили!» вошло в число призеров Всероссийского открытого конкурса для учителей «Час Кода».
Наиболее активные воспитанники под руководством своих наставников легко осваивают Интернет-сервисы для образовательного процесса: онлайн-сервисы по созданию ментальных карт, облака слов, кроссвордов и паззлов. Именно в интересной для ребят деятельности легче всего воспитывается Интернет-гигиена.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей становится все более актуальной. Именно поэтому любому современному человеку необходимо обладать определенными знаниями о кибер-угрозах, а также умениями в области обеспечения информационной безопасности.
Конечно, Сеть содержит огромное количество угроз для образования в частности: от троянов и вирусов до информации недетского содержания. На помощь приходят антивирусные программы и системы фильтрации. В учреждении длительное время для защиты от вирусной угрозы используется Антивирус Касперского. Сказать, что он защищает от всех напастей не могу, случаются проколы, но в целом сил данного антивируса достаточно, чтобы защитить нашу ИОС от вирусных атак.
Система фильтрации NetPolice, предлагаемая нашим провайдером, на мой взгляд, не совсем отвечает запросам образовательного процесса. Часто, надеясь при работе с учащимися на какой-либо ресурс, мы получаем ответ: «Заблокировано NetPolice», в то время как сайты с не очень детским или даже с очень недетским контентом пропускаются без зазрения совести. Поэтому очень хотелось бы, чтобы система фильтрации была максимально избирательна к контенту, и позволяла использовать ресурсы Интернета для образовательных потребностей с большей пользой.
Еще К.Д. Ушинский говорил, что «учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам». Чтобы научить детей безопасно работать с Интернетом и информацией в целом, учитель обязан это уметь делать сам. Поэтому, в соответствии со словами Алисы Л.Кэрролла «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!», педагогический коллектив активно повышает свою ИКТ-компетентность и Интернет-грамотность в том числе. Начало этому в педколлективе учреждения было положено ещё в 2010 году, когда весь коллектив обучился на курсах пользователей ПК. Потом в коллективе происходило самообразование и взаимообучение, но эти шаги были робкими, эпизодическими и несистемными. Все изменилось в последние два года, когда насущная потребность развития навыков грамотного и безопасного пользования ПК и сетью, сформированная активным проникновением Интернета в образование, выросла до ощутимых размеров, и игнорировать ее уже было нельзя.
В коллективе, как правило, есть пользователи с разным уровнем владения ИКТ-компетентностью: от дилетантов до профи. Закономерно возникла необходимость планового систематического внутрикорпоративного повышения квалификации в ИКТ-направлении. На помощь пришли те самые “продвинутые” коллеги. В 2014 году коллектив принял участие во II онлайн конференции «Новая школа: мой маршрут» на портале Галактика Intel, которая дала значительный толчок в развитии системы повышения квалификации внутри учреждения. Начали облачаться в правильную форму мысли и идеи, родился внутришкольный проект «Интернет-сервисы для образования», который предполагает повышение ИКТ-грамотности педагогов школы-интерната.
Нужно сказать, что если администрация учреждения не «болеет» ИКТ, то раскачать ситуацию в нужном направлении крайне проблематично. Понятно, что любые нововведения встречают разной силы сопротивление тех, кто подвергается изменениям. Так было и у нас.  Инициативная группа, занимающаяся внедрением ИКТ в образовательный процесс, встретила на своем пути всю палитру человеческих чувств. Постепенно применяя различные способы мотивации (от правильной организации ситуации до заставления и принуждения), мы сдвинули коллектив с мертвой точки.
Учитывая особенности наших воспитанников, нужно было искать способы активизации познавательного интереса, а для решения этой задачи в рамках внедрения ФГОС НОО Интернет-ресурсы были одним из самых актуальных инструментов. Надо отдать должное педагогам, которые поддержали администрацию в стремлении вывести наше учреждение на современный уровень.
В  командах педагогов класса были и ленивые, и активисты. Систематически предлагая им профессиональные задачи с ИКТ-уклоном, мы формировали у педагогов потребность в развитии ИКТ-компетентности. На данный момент в учреждении проходит апробация электронных инструментов для образовательного процесса: официальный сайт учреждения, блоги и страницы педагогов и классов, электронный журнал на Дневник.ру, электронные планы воспитателя, отчеты по педагогической деятельности, карты развития ребенка, приложения к бумажным учебникам на CD.
Большинство из этих инструментов приносят облегчение работы педагога, при условии отсутствия дублирования электронных документов бумажными. Документы совместного доступа позволяют сэкономить время педагога, сделать большинство документов открытыми и прозрачными. Использование электронных учебников и тетрадей – это, конечно, очень современно, но вопрос имеет две стороны одной медали. У каждого вида носителей есть свои плюсы и свои минусы: бумажные книги воспитывают тактильные ощущения, электронные – компактнее и легче, но те и другие отрицательно могут влиять на здоровье детей.  А техническое оснащение образовательного процесса – это самый больной вопрос при внедрении электронных учебников, сейчас не каждое образовательное учреждение обеспечено необходимым набором технических средств.
Для родителей наших воспитанников использование ИКТ из разряда фантастики, так как особенность данного контингента предполагает низкий уровень образования, наличие вредных привычек в основной массе родителей, низкий уровень достатка, отсутствие мотивации на использование Интернет-ресурсов для образовательных целей. Большинство из родителей воспитанников школы-интерната владеют ИКТ-навыками лишь в объеме пользования соцсетями. Все эти факторы отдаляют формирование потребности использовать Интернет в полезных целях.
Но мы не оставляем надежды на развитие данных навыков у родителей наших воспитанников, предпринимая робкие шаги в этом направлении: проведение родительских собраний с использованием Интернет-ресурсов, привлечение некоторых родителей для участия вместе с детьми в сетевых проектах. Думаю, что когда-нибудь родители, обнаружив, что их дети знают и умеют в Интернете значительно больше, чем они сами, решат это уровень повысить.
Подводя итог работе, отмечу, что я постаралась рассмотреть основные проблемные вопросы нашего учреждения, связанные с интернет-технологиями, и пути их решения.
Список использованных источников
  1. Википедия. Электронный ресурс, режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_безопасность
  2. “Цитаты из книги Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье”. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.livelib.ru/book/1000263363/quotes
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  информационная безопасность, интернет-грамотность, сетевая гигиена, ИКТ-компетентность, ИОС,

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.