Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

Сетевое взаимодействие педагогов как одна из форм непрерывного профессионального образования в условиях реализации ФГОС НОО для детей с ЗПР

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Казанская специальная школа-интернат"
В статье на практическом примере педагогического коллектива ГКОУ РО Казанской школы-интерната раскрываются возможности использования сетевого взаимодействия педагогов как одной из форм непрерывного профессионального образования в условиях реализации ФГОС НОО для детей с ЗПР.
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К.М. Симонов

Одной из основных задач подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы является «обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию» [4]. Поэтому непрерывное профессиональное образование педагога приобретает все более высокую значимость. ФГОС НОО говорит о том, что «непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей  образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей  образовательную деятельность, дополнительных профессиональных образовательных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» [5].

Обязанность систематического повышения своего профессионального уровня возлагается на педагога и Федеральным законом «Об образовании в РФ» (п.7 ст.48). Основа этого процесса – непрерывность повышения квалификации и профессионального развития педагогов.

Что предполагает эта деятельность?

Во-первых, это объединение формальной формы повышения квалификации (через систему курсовой подготовки с помощью организаций ДПО) и неформальной формы (через систему методической деятельности внутри образовательной организации, внутрифирменное повышение квалификации).

Во-вторых, это формирование потребности педагога к информальному образованию, к «образованию за пределами стандартной образовательной среды – индивидуальной познавательной деятельности, сопровождающей повседневную жизнь и не обязательно носящей целенаправленный характер; спонтанному образованию, реализующемуся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде» [2].

ГКОУ РО Казанская школа-интернат является образовательной организацией для детей с ОВЗ, поэтому согласно ФГОС НОО ОВЗ «обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания» [6].

В связи с этим система непрерывного повышения квалификации педагогов в образовательном пространстве нашей образовательной организации носит адресный характер и выстраивается в  направлении достижения конкретных образовательных результатов и эффектов.

Во ФГОС НОО так же указывается, что «в системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности и эффективности инноваций» [5].

Школа-интернат работает в инновационном режиме с 2012 года. Инновационная деятельность образовательного учреждения представляет собой самостоятельный комплексный вид деятельности по формированию системы обеспечения непрерывного внутришкольного  профессионального образования педагогических работников учреждения.  С целью анализа темы был разработан и реализован проект «Программа цикла семинаров "Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения"» (http://goo.gl/oV0oE3). Реализация данного проекта позволила сделать выводы о востребованности взаимодействия педагогов образовательных организаций для роста профессионального развития, о назревшей необходимости в продвижении своего инновационного опыта. Наиболее оптимальным способом получения и продвижения инновационного опыта образовательной организации является сетевое взаимодействие.

С развитием ИОС учреждения появилась возможность расширения сетевого  взаимодействия педагогов. Об этом упоминалось в моем докладе «Развитие информационно-образовательной среды школы как фактор повышения ИКТ-компетентности педагогов» (https://goo.gl/3DI3tx).  За последние 3 года в школе-интернате накоплен позитивный опыт по использованию сетевого взаимодействия педагогов для обеспечения непрерывного профессионального образования на внутришкольном уровне с использованием разнообразных организационных форм деятельности. По мнению Лобок А.М., «сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором образовательные учреждения информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). То есть обмениваются именно тем, что составляет школьную уникальность. И это уже, пожалуй, интересно, но только в том случае, если участники этого взаимодействия оказываются в равнопартнерских отношениях, когда происходит не односторонний процесс научения одних другими, а именно диалог, когда разные участники в равной степени оказываются нужны друг другу» [3].

Какие же формы деятельности для обмена «школьной уникальностью» в рамках сетевого взаимодействия педагогов используются  в  нашей организации? Это:

  • различные формы диссеминации передового педагогического опыта, обобщение, тиражирование и публичное представление опыта, публикации в СМИ;

  • участие в профессиональных сетевых сообществах;

  • участие педагогов  в различного вида дистанционных конкурсах.

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет собой именно первая форма деятельности. Учитывая требования профессионального стандарта «Педагог», которые обязывают педагога, в частности, владеть тремя видами ИКТ-компетентностей, педагоги школы-интерната были обучены  ИКТ-грамотности как дистанционно вне организации, так и внутри коллектива с использованием активных и интерактивных методов. Согласно «Пирамиде обучения» самым эффективным методом является немедленное применение знаний или обучение других. В связи с этим каждый педагог в течение трех последних лет смог побывать и учителем, и учеником своих коллег.

Все  отчетливее с течением времени и ростом профессионального уровня педагогов появлялась потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, обмене педагогическими идеями, в обсуждении появляющихся проблем при использовании мощного потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Чтобы удовлетворить данную потребность, творческая группа педагогов школы-интерната разработала программу сетевого мероприятия «День открытых дверей-2015» и успешно ее реализовала в форме практической онлайн-конференции «Современные информационные технологии в обучении детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО». Участники конференции в количестве 86 человек представляли почти 20 субъектов Российской Федерации и два иностранных государства – Казахстан и Украину. Авторами данной конференции было разработано 5 мастер-классов по использованию онлайн-сервисов для активизации познавательного интереса детей с ЗПР. Анализ мероприятия приведен в статье «Глаза боятся, а руки делают» (https://goo.gl/4fXAms).

Ориентируясь на положительный сетевой опыт представления работы педагогов школы-интерната, педагогическим коллективом организации на 2015/2016 учебный год была разработана и реализуется программа сетевых мероприятий для трансляции и обобщения передового педагогического опыта, состоящая из конференции-ремейка и трех тематических семинаров. На данный момент успешно реализована вся программа запланированных мероприятий. В ноябре 2015 года проведена вторая онлайн-конференция «Современные информационные технологии в обучении детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО» для 41 педагога Ростовской области. В декабре 2015 года проведен семинар «Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей с ЗПР на ступени начального образования», в котором приняли участие 58 человек из двух стран – России и Украины. В марте и мае 2016 года проведены семинары «Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ЗПР» и  «Технологии коррекционно-развивающей работы специалистов службы сопровождения с детьми с ЗПР», собравшие более 100 участников. Таким образом, весь педагогический коллектив школы-интерната получил возможность продемонстрировать свой опыт и получить новые знания, опыт и профессиональные приращения.

Знания, умения и трудовые действия, примененные и полученные  педагогами нашей организации в процессе подготовки и проведения  названных выше сетевых активностей, соответствуют отдельным конкретным требованиям, обозначенным в профессиональном стандарте педагога. Рефлексивный анализ результатов, полученных самими ведущими в ходе сетевых мероприятий, и сопоставление этих достижений с современными требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной подготовки, позволили каждому педагогу определить персональные векторы саморазвития и профессионального становления. У каждого педагога намечены свои «точки профессионального роста», а объединяют наших педагогов идеи о ценностях и смыслах непрерывности образования, т.е. образования и самообразования через всю жизнь.

Список использованных источников
  1. Бороденко, А.В., Лепеха Л.В., Петрова Т.А., Предложения по организации сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений, [электронный ресурс] – режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/36748.html (дата обращения 23.02.2016).
  2. Википедия, [электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информальное_образование (дата обращения 23.02.2016).
  3. Лобок, А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название?, [электронный ресурс] – режим доступа: http://obr.direktor.ru/databank/articles/3279/pdf (дата обращения 23.02.2016).
  4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы», [электронный ресурс] – режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz40yI8P1AO (дата обращения 23.02.2016).
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями), [электронный ресурс] – режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения 23.02.2016).
  6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», [электронный ресурс] – режим доступа: http://arhcity.ru/data/1514/1598.rtf (дата обращения 23.02.2016).
  7. Родионова, Е. В., Непрерывное повышение квалификации педагогов в условиях модернизации образования, [электронный ресурс] – режим доступа: http://pandia.ru/text/77/304/30723.php (дата обращения 23.02.2016).
  8. едеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 23.02.2016).
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  непрерывное профессиональное образование, информальное образование, сетевое взаимодействие, ФГОС НОО ОВЗ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.