Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ «ОЛИМПИАДНИК»

Колледж Луганского университета имени Владимира Даля
Рассмотрены аспекты создания и внедрения в учебный процесс учебно-тренажерного комплекса для подготовки студентов колледжа Луганского государственного университета имени Владимира Даля к олимпиадам по программированию. Описана структура и основные компоненты комплекса «Олимпиадник», созданной в среде Builder C++.

Так как  олимпиадное движение в настоящее время активизируется, все острее поднимается вопрос подготовки студентов для участия в олимпиадах. Была разработана мною, Сердюк Светланой Анатольевной, и уже несколько лет продуктивно действует в колледже Луганского государственного университета имени Владимира Даля методика подготовки к олимпиадам по программированию. Она может быть применена для решения задач, которые стоят перед преподавателями программирования и информатики, которые готовят участников олимпиад и студентами, которые принимают участие в олимпиадах, не только районного, но и более высокого уровня.

Одной из наиболее результативных форм внеаудиторной работы со студентами являются олимпиады. Они помогают проявить наиболее способных студентов, а также стимулируют глубокое освоение дисциплин. Олимпиады по программированию в колледже Луганского государственного университета имени Владимира Даля проводятся с 2001 года. За время проведения олимпиад скоплен большой организационный опыт, разработана методика для подготовки одаренных студентов.

Взявшись за организацию и проведение олимпиад по программированию, преследовались следующие цели:

1. Развивать алгоритмическое мышление и повышать уровень знаний и практических навыков студентов учебного заведения всех направлений подготовки по информатике, математике, разработке алгоритмов и программ;

2. Активизировать учебно-познавательную деятельность студентов и их творческие способности;

3. Обнаружить, отобрать и поддержать одаренных студентов;

4. Стимулировать творческую работу студентов и педагогов;

5. Совершенствовать учебный процесс;

6. Повышать качество подготовки специалистов для ЛНР.

Кроме указанных целей, при моделировании технологии подготовки к олимпиадам придерживались принципа «максимальной технологичности».

На первом этапе олимпиадного движения большая ответственность лежит на преподавателе колледжа, который занимается подготовкой студентов, так как должно быть налажено информирование студентов о продвижении по пирамиде олимпиады. Ни один талантливый ребенок не должен потеряться.

После выявления самых «звездных» студентов продолжать работать с ними следует индивидуально. Но можно заниматься с ними и дистанционно через системы удаленного присутствия.

В настоящее время разработано множество методик подготовки студентов к участию в олимпиадах. В данной работе предлагается технология подготовки к олимпиадам с использованием учебно - тренажерного комплекса «Олимпиадник». Комплекс, является одним из этапов и составной частью внедрения новейших информационных технологий в учебном процессе.

 В сети колледжа установлена система «Олимпиадник», которая создана мною в  интегрированной среде Builder C++. С ее помощью можно не только подготовить студентов, которые начинают первые шаги в олимпиадном движении, но и «продвинутым» студентам усовершенствовать свое мастерство в искусстве разработки алгоритмов и программ на высоком уровне.

Учебно-тренажерный комплекс «Олимпиадник» представляет собой программный комплекс, предназначенный для теоретической и практической подготовки студентов для участия в олимпиадах по программированию.

В СОСТАВ КОМПЛЕКСА ВХОДЯТ:

•   Краткий справочный материал по основам языков Паскаль и С++ в виде мультимедийных приложений.

• Теоретический материал, основную часть которого  представляют алгоритмы для решения олимпиадных задач по программированию.

Круг задач, которые предлагают для решения на олимпиадах по программированию довольно узок. Задач будто бы немало, но при более глубоком рассмотрении оказывается, что решение многих из них подобно. Если проанализировать еще полнее, то выясняется, что задачу можно разложить на подпрограммы и, зная типовые алгоритмы решения отдельных подпрограмм, реализовать ее решение с помощью компьютера.

Конечно, чтобы реализовать решение, т.е. написать работающую программу, необходимо знать алгоритмы решений. На каком языке программирования это делается - не столь существенно, будь то Pascal, Си или Java.

Теоретическая часть содержит важные и часто используемые программистами алгоритмы: операции со сверхбольшими числами; типовые алгоритмы обработки одномерных массивов; алгоритмы обработки одномерных массивов и сортировка методом "пузырька"; типовые алгоритмы обработки двумерных массивов; задачи, сгруппированные по методам решения с использованием дополнительного массива "флажков"; задачи, сгруппированные по методам решении: от арифметического квадрата до кратчайшего пути; задачи, сгруппированные по методам решения. метод вложенных матриц; задачи, сгруппированные по методам решения. все через площадь треугольника; алгоритмы вычислительной геометрии; алгоритмы решения комбинаторных задач.

•  Практическая часть состоит из трех составляющих.

В первой представлены задачи для начинающих студентов. В этом блоке даны условия задач для реализации с подробным описанием входных и выходных данных.

Студент знакомится с условием и выбирает дальнейшие свои действия: или переходит к решению, или переходит к подробному разбору решения задачи. Если и после разбора задачи, студент не может составить программу, то можно перейти к следующему шагу – просмотр полного текста программы.

 Войдя в среду программирования, студент создает программу для решения задачи и создает exe–файл, который можно протестировать на готовых тестах. Тесты подготовлены с помощью программы  TESTER build. Эта программа является удобным средством для подготовки решений и тестов для задач по программированию.Она позволяет мгновенно проверять решение на наборе тестов, легко добавлять новые тесты в набор. Тестер является достаточно надежным и удобным средством для автоматической проверки решений олимпиадных задач по программированию.

Во второй части представлены задачи с условием, разбором решения и тестами. Текстов программ в задачах этого блока нет.

Третья часть рассчитана на «продвинутых» студентов. В этой части есть только задания и тесты. По решению задач этой части  устанавливается рейтинг участников.

Архив задач – это еще одна важная часть учебно-тренажерного комплекса «Олимпиадник». Прорешивание архива задач — это самый важный на старте процесс.

Чемпионы мира по программированию Николай Калинин, Геннадий Короткевич, Нияз Нигматуллин, Андрей Станкевич и Павел Маврин, которые сейчас тренируют новое поколение, сходятся во мнении, что главное в этом вопросе — много практики.

В этой части представлены архивы задач олимпиад разных уровней и лет.

Возможности автоматизированной системы «Олимпиадник» могут быть использованы как для самостоятельной работы студентов колледжа, так  и для проведения факультативных и разного рода дополнительных занятий.

Тренажер позволяет использовать материал при проведении аудиторных занятий, а также самостоятельного изучения материала, и направлен на формирование умений и профессиональных навыков, повышения профессиональной компетентности студентов обучающихся по направлениям «Программирование в компьютерных системах» и «Прикладная информатика».

 

 

Список использованных источников
  1. Наумов А.Б. Право в Internet: Очерки теории и права. – М.: Московский книжный дом «Университет», 2002.
  2. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технлогий и образовательного мониторинга.-М.:Пед.общ-во России, 2001.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  олимпиада по программированию

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.