Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

Приобщение учащихся к процессу познания

Автор: Карасева Ирина Викторовна, Почетная грамота МО РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Сальска
В современных условиях обучения представляется возможным изучение некоторых тем, используя не только логику и язык науки, но и ее исследовательский момент. Знакомство учащихся с методами исследования природы является одной из основных задач учителя физики.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» А. Дистервег.

 Научное познание представляет собой объективное движение от старого знания к новому. Ту же цель преследует и учебное познание. Ученик должен изучить определенную, выработанную наукой область знаний, которая представлена в форме дидактически адаптированного учебного материала.

     Современное образование отказывается от традиционных форм и результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями ФГОС применение ИКТ технологий призвано улучшить качество обучения, привести к формированию личностных, предметных и метапредметных результатов. Для их достижения используются наряду с традиционными формами компьютерные и мультимедийные технологии обучения. Это – урок с применением мультимедийных презентаций, видеороликов, обучающих программ и т.д. Это – дистанционные олимпиады, конкурсы, дистанционное обучение, различные вебинары. Это – лабораторные работы, проведенные в виртуальных лабораториях.

     Физика – наука не только теоретическая, но и экспериментальная.В процессе обучения физике школьники создают свою личную познаваемую «предметную область». Однако, если теоретических знаний  у обучающихся в большинстве случаев достаточно, то применить их на практике, опираясь на собственный жизненный опыт, как правило, они не могут. А в современном обществе будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Поэтому основной целью работы учителя является организация продуктивной деятельности школьников, направленная на формирование и развитие у них ключевых компетенций (социальная, коммуникативная, личностная, информационная,  нравственная) [1]. Достигается эта цель применением различных методов и приемов активизации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе (метод проектов, проблемное обучение, технология критического мышления и др.).

     В процессе проведения опытов учащимся приходится выполнять действия, связанные не только с измерениями, но и с активной мыслительной работой. Поэтому умение планировать и проводить эксперимент является основой для формирования и развития логического мышления.  Цикл познания совершается по цепочке: наблюдение – гипотеза – эксперимент – вывод. Деятельность учащихся формируется путем создания проблемных ситуаций.Ученик должен определить, в чем он видит проблему. Затем – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о ее результатах. Видение перспектив работы в будущем. Использование ИКТ технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы.

     На первом этапе необходимо развивать умение наблюдать. Для этого учащимся 7-9 классов предлагаются задания, связанные с наблюдением повседневных явлений, происходящих в природе. Свои наблюдения, размышления, ощущения они описывают в тетрадях «для творческих заданий», используя схему «учусь наблюдать» (приложение 1). Также на этом этапе школьники учатся представлять результаты своих наблюдений путем создания небольших компьютерных презентаций, знакомясь с программой PowerPoint.

     Следующим этапом, не менее важным, является формирование умения выдвигать гипотезы на основе наблюдений. Первоначально гипотезы выступают в форме догадок, отдельных предположений. При этом очень важно принять во внимание все гипотезы, высказанные учащимися, проанализировать их совместно и выделить наиболее разумные. На этом этапе хорошо использовать «мозговой штурм», работу в группах. Параллельно учащиеся занимаются активным поиском материала по данной теме в интернете, обучаясь, таким образом, культуре поиска, хранения и использования информации.

     Следующий шаг – постановка эксперимента, опытная проверка выдвинутой гипотезы. Здесь важно определить цель предстоящего эксперимента и, исходя из этой цели, продумать ход эксперимента. Для этого школьникам предлагаются домашние лабораторные работы и фронтальные работы на уроках, в условии которых определяется только тема работы, а постановка проблемы, цель и ход эксперимента обдумывается обучающимся самостоятельно («Исследование плавания тел», «исследование влияния температуры на параметры электрической цепи», «исследование зависимости периода колебаний маятника от некоторых физических величин» и др.). Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь «для творческих заданий», используя схему «учусь ставить эксперимент». Одновременно с использованием лабораторного оборудования,  учащиеся работают на компьютерах в виртуальных лабораториях«Школы Кирилла и Мефодия», компьютерного курса «Открытая физика», «Дрофа» и т.д. Достоинство таких программ заключается в том, что ребята могут установить их на домашних компьютерах и изучать данные темы дома, развивая практические навыки.

     В результате использования данной формы деятельности школьники осваивают алгоритм планирования эксперимента, обучаются навыкам работы в группе. Начальное знание становится средством обучения действиям. Усвоение последующих знаний происходит непосредственно в процессе деятельности самого обучаемого. Таким образом, у них формируются ключевые компетенции:

- учебно-познавательная – обучаемый знает основные понятия и термины, понимает факты, явления, законы, применяет законы в конкретных практических ситуациях, выделяет скрытые, неявные предположения, использует знания из различных областей, чтобы составить план решения проблемной ситуации, предлагает план проведения эксперимента, оценивает соответствие выводов предложенной гипотезе;

- информационная – знает конкретные факты, умеет находить нужную информацию в различных источниках, владеет методами и технологией работы с информацией (поиск, хранение и использование с учетом авторских прав), интерпретирует словесный материал, схемы, графики, таблицы;

- коммуникативная – знает правила и принципы работы в группе, умеет задавать вопросы и отвечать на них, демонстрирует навыки работы в группе, оценивает свою роль в группе, владеет интернет-культурой;

 - социальная – умеет участвовать в принятии решений, умеет брать на себя ответственность, понимает чувства и потребности других учеников, контролирует свою деятельность, организует работу в группе, оценивает значимость продукта своей деятельности.

     В итоге у обучаемого развиваются личные способности и появляются возможности и умения решать в повседневной жизни реальные проблемы.     Таким образом, реализуются идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897.
  2. 2. Сайт минобрнауки.рф.
  3. 3. «Российское образование» - федеральный портал.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Познание, наблюдение, гипотеза, эксперимент, вывод.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.