Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

Использование ИКТ на уроках математики и при организации самостоятельной деятельности обучающихся

ГБПОУ РО "Ростовский технологический техникум сервиса"
В статье рассматриваются основные тенденции информатизации образования, аспекты применения преподавателем математики информационно-коммуникационных технологий на своих учебных занятиях, а также использование ИКТ при организации самостоятельной работы обучающихся.

В настоящее время информатизация затронула все сферы  жизни общества, в том числе и образование. Информатизация образования – процесс внедрения информационных технологий и методов информатики в процесс образования для достижения целей и задач обучения, а также для удовлетворения информационных потребностей обучающихся. Информатизация обучения подразумевает следующие основные тенденции: ИКТ как средство обучения и ИКТ – как предмет исследования и изучения. Говоря об информатизации естественно-математического образования – остановимся подробно на первой тенденции. Как средство обучения информационно-коммуникационные технологии могут помочь преподавателю в нескольких аспектах:

·                использование информационных технологий для проведения учебных занятий; в современной школе трудно представить урок без применения компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски и другой техники. Самыми простыми в применении и наиболее распространенными являются мультимедийные презентации, которые обладают значительной степенью наглядности и эффективны при изучении нового, закреплении и или обобщении материала. Презентацию можно создавать для конкретного урока или отдельного этапа урока. Мультимедийные презентации позволяют структурировать информацию и представить ее в виде таблиц или формул, опорных схем или графиков. Также в презентацию могут быть вложены звуковые, аудио- или видеоматериалы, что способствует лучшему восприятию материала. Видеоролики или фильмы могут быть использованы как отдельные средства подачи материала. В настоящее время достаточно много различных математических фильмов как исторического так и научного характера. Помимо простых программ существует большое количество специальных тренажеров и готовых математических программ, предназначенных для использования на уроках и для самостоятельного применения обучающихся. Это могут быть и математические тесты и программы для построения графиков функций, программы, позволяющие строить сечения геометрических фигур, электронные учебники, программы для нахождения геометрических величин по известным данным и другие. Из всего этого многообразия нужно лишь выбрать наиболее удобные и подходящие для данного учебного занятия.

·                использование информационных технологий для подгогтовки к учебным занятиям; к этой категории следует отнести разработку и использование дидактических пособий (учебные карточки, тесты, схемы, рабочие тетради), в том числе и электронных, разработку и использование готовых математических программных продуктов, использование ресурсов сети Интернет.

При организации самостоятельной работы также достаточно удобно воспользоваться информационно-коммуникационными средствами как преподавателю так и обучающемуся. Самый простой и распространенный вид работы – подготовка и написание реферата (доклада) по  заданной  теме.  В  большинстве  случаев  учащиеся  используют  для  этой  цели  компьютер  или  ноутбук  с  интернетом.  Происходит  важный  вид  деятельности обучающихся  –  сбор,  обработка  и  использование  информации. Главный недостаток этой работы – обучающиеся не всегда могут отличить верную и нужную информацию от недостоверной. Поэтому преподаватель должен внимательно следить и руководить этой работой. В   качестве   следующего   вида   самостоятельной   работы   можно предложить  обучающимся  выполнить  компьютерное  тестирование,  заранее подготовленное преподавателем. Тест можно проводить как в режиме он-лайн, так и заранее раздав его на различных компьютерных носителях. По окончании теста,   обучающиеся   сразу   смогут   увидеть   свои   результаты,   допущенные ошибки и рекомендации по их устранению. Некоторые  темы  курса математики  в  связи  с  уменьшением  отводимого  на  них  времени  приходиться значительно  сокращать  и  урезать.  Для  устранения  таких  пробелов  можно использовать     различные     видео-уроки,     которые     преподаватель     может разработать  сам  или  приобрести  готовые. 

Нельзя  не  сказать  насколько  высокого уровня  достигло  человечество  в  развитии  и  использовании  технических  и программных   средств.   ИКТ-технологии   стали  неотъемлемой   частью   жизни современного человека. Однако не стоит забывать, что никакие компьютерные технологии не смогут заменить «живого общения» между преподавателем и обучающимся. Ведь только при личном контакте можно достигнуть взаимопонимания.  Современный  педагог  осознает,  что  его  профессиональная деятельность  и  учебная  деятельность  обучающегося  будет  успешна,  если  есть личностные контакты с воспитанником.  

Список использованных источников
  1. Информационная компетентность специалиста и информационная культура специалиста: от теории к практике: в 2 ч. – Ч.1: Материалы II открытой Краевой заочной научно-практической конференции/ Сост. О.С.Приказчикова, И.Г.Едовина, И.В.Приказчиков.- Пермь: ГБПОУ ПМК, 2016 – 398 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  информационные технологии, мультимедийная презентация, информационно-коммуникационные средства, математические тренажеры

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.