Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

Использование возможностей системы дистанционного обучения «Moodle» при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике и информатике (на примере авторских курсов «Система подготовки к ЕГЭ по физике» и «Система подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ»)

Авторы: Берестова Наталья Ивановна, Благодарственное письмо МО и ПО РО, Кудряшова Галина Геннадьевна, Благодарственное письмо МО и ПО РО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Белокалитвинского района Ростовской области
Информация предназначена для педагогов, активно внедряющих современные информационные технологии обучения в образовательный процесс. В статье описаны возможности по использованию дистанционной среды Moodle в образовательном процессе школы на примере личного практического опыта при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике и информатике на основе сайта: http://z98962do.bget.ru/ [3]

Использование возможностей системы дистанционного обучения «Moodle» при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике и информатике (на примере авторских курсов «Система подготовки к ЕГЭ по физике» и «Система подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ»)

 

Берестова Наталья Ивановна (berestova1971@yandex.ru),

Кудряшова Галина Геннадьевна (kudriaschova.galina2011@yandex.ru)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 (МБОУ СОШ №8) р.п. Шолоховский, Белокалитвинский район

 

Аннотация.

Информация предназначена для педагогов, активно внедряющих современные информационные технологии обучения в образовательный процесс. В статье описаны возможности по использованию дистанционной среды Moodle в образовательном процессе школы на примере личного практического опыта при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике и информатике на основе сайта: http://z98962do.bget.ru/ [3]

 

В наше время образовательное пространство школы выходит за пределы, ограниченные урочной деятельностью. Традиционные методы образования постепенно вытесняются системой дистанционного образования. Интернет – технологии позволяют ученику и учителюрасширить временные рамки урока,процесс обучения становится комфортным,увеличивается доля самостоятельного изучения учебного материала. Онлайн работа с электронными ресурсами дает возможностьповысить качество образования ученика, обеспечиваетвыработку таких качеств, как организованность, самостоятельность, способность оценивать свои реальные возможности, учит принимать взвешенные решения. Занимаясь дистанционно, ученик практически выстраивает свою линию обучения, определяя темп изучения, детальное планирование изучаемых тем, возможность повтора более сложных вопросов темы. У него появляется возможность несколько раз пересмотреть видео – лекции тем курса, пообщаться с учителем в чате, пройти контрольные тесты и задания по теме. Эффективная обратная связь с учителем дает возможность оценки деятельности ученика и эффективности его обучения.

Изучив возможности и оценив все преимущества дистанционного образования, мы попробовали создать курсы по физике и информатике, используя информационную образовательную среду Moоdle. Данное веб – приложение разработано для создания онлайн курсов, распространяется по лицензии GNU GPL и является абсолютно бесплатным. Самое главное, что система удовлетворяет требованиям, предоставляемым к дистанционным курсам. С тематикой мы определились сразу, решив, что будем оказывать помощь выпускникам 11 класса при подготовке к ЕГЭ по физике и информатике. Разработанные курсы охватывают все элементы ЕГЭ по данным предметам. 

Программное обеспечение Moodle  находится  в свободном доступе на официальном сайте http://download.moodle.org. [1]. Его можно копировать и устанавливать на своем компьютере не нарушая авторских прав. Легко инсталлируется, не вызывает трудностей при обновлении новых версий.  Операционная система для Moodle не имеет большого значения, так как она может работать и с операционной системой Windows и с Linux. Основное условие в работе программой - доступ из сети Интернет. Но, для создания обучающего ресурса только программного обеспечения недостаточно. Оболочку  следует разместить на каком - либо хостинге (например, бесплатный хостинг http://beget.ru. [2]).  Лучше выбрать для работы платный тариф, так как, исходя из опыта нашей работы, бесплатный хостинг предоставляет малый объем, и система после загрузки материалов начинает выдавать ошибки в виде циклической ссылки,  и вход в систему становится невозможным. Размещение системы на платном тарифе, избавило нас от данных проблем.

Также вход через браузер  браузера Internet Explorer 5.0 и ниже, а также Opera ограничивает возможности использования электронной оболочки  Moodle.

Архитектура Moodle  - это, по сути, конструктор для учителя, предоставляющий колоссальные возможности по созданию уникального информационного ресурса, предоставляющего возможность обучения в индивидуальном темпе, доступность, мобильность и технологичность.

Прежде всего, необходимо распределить роли людей, задействованных в создании и оформлении курса.  Через настройки системы генерируется  администратор курса, автор, учитель, пользователи (ученики). 

Дизайн курса задается администратором через блок «Администрирование». Можно использовать встроенные в систему темы оформления, но можно проявить и творчество, закачав понравившиеся темы с сайта http://download.moodle.org. [1]. Цвет блоков, шрифт и цвет надписей, картинки легко меняются в зависимости от желания и идей администратора. Причем, всегда можно отредактировать не понравившийся дизайн тем и блоков, количество блоков, их назначение. Рассылка сообщений пользователям, переписка, курируется также администратором.

Наполнение курса учебными материалами производится автором курса, также он производит регистрацию пользователей курса, которые могут войти в систему только после авторизации, используя свой логин и пароль. Автор курса решает, какие возможности системы будут задействованы, то есть он определяет ресурсы и элементы курса, в которых будет содержаться основная информация для пользователей системы. Добавление содержания курса производится после нажатия на значок «Добавить ресурс». В выпадающем окне автор выбирает необходимый элемент, причем система предлагает его описание в выпадающем окне. Можно добавить краткую заметку (пояснение), текстовую страницу (она отображается на главной странице курса, хотя, по нашему мнению функция не совсем целесообразна, так как проще добавить просто ссылку на нее и не занимать место на главной странице).  Добавление веб - страницы дает возможность включения в обучающую среду таких элементов, как таблицы, графики, ссылки на видео из youtube, яндекс видео, а также собственные видео без скачивания. В зависимости от настроек данные элементы можно открыть в сплывающих окнах. При использовании не собственной видео съемки, мы обязательно указывали на сайт, откуда была взята запись, чтобы не нарушать авторских прав.  При работе с сайтом очень понравился ресурс – глоссарий, так как он дает возможность не только автору курса загружать готовые материалы, но и привлечь к работе пользователей (учеников), которые, работая над терминами и понятиями, естественно, легко их запоминают.  

       При создании курса необходимо запланировать контроль прохождения тем. Мы задавали разные варианты прохождения лекций и заданий к ним. Более эффективным является возможность ограничения ученика во времени.  Изучение материалов лекции, написанной учителем, мы заканчивали практической частью, используя различные типы вопросов на соответствие, с выбором ответа, числовым ответом. В настройках к лекции можно отобразить условие – результат отображается только после изучения лекции, оставить ее неизученной нельзя. После завершения лекции можно внести свои комментарии, например, «Поздравляю, лекцию Вы изучили!». Примечательным является то, что изученный материал всегда остается в свободном доступе.

Контроль изучения лекционного материала можно произвести с помощью ресурса – тест. Moodle предоставляет возможность выбора вопросов - с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, вопрос с  коротким текстовым ответом. Создавая тесты,  мы использовали, как свои собственные работы, так и вопросы, взятые с других электронных ресурсов, но повторимся, всегда указывали авторство. В настройках курса имеется возможность ограничить ученика в количестве попыток прохождения теста, отчета для ученика в виде правильных ответов или оценки, которая выставляется в автоматическом режиме и фиксируется в отчетах для учителя. На странице ученика также появляется отчет с оценкой за выполненный тест или задание к лекции с комментарием учителя, число попыток при выполнении заданий. Причем, в настройках можно ввести вариант ответа на вопрос – непосредственно через сайт или другим внешним путем, например, через e-mail, Skype или по телефону… Учителю нужно только зафиксировать ответ в ведомость ученика, причем в общей ведомости отразятся все комментарии к выполненным работам и оценки за весь период деятельности.
Возможности системы неограниченны только лекциями, тестами и заданиями. Замечательно то, что учитель может организовать форум с учениками, общаться с ними в чате, тем самым, расширяя образовательное пространство, и, давая консультацию в нужное для ученика время. Работая дистанционно, мы поняли данное преимущество, так как ученики больше работают с предметами ЕГЭ, входящими в статус обязательных, а на предметы по выбору часто не хватает времени. Подключив учеников дистанционно, мы смогли дать им возможность качественно и эффективно подготовиться к экзаменам, не выходя из дома с применением всех возможностей электронного обучения. Таким образом, как показывает опыт нашей работы, использование системы открытого обучения LMS Moodle расширяет возможности и учителя, и ученика, а также позволяет повысить эффективность работы преподавателя, обеспечивает регулярный контроль уровня усвоения знаний школьников, а также помогает решить ряд задач, способствующих повышению качества школьного образования. Кроме этого, система поддерживает взаимодействие учащихся между собой: от совместного решения задач до обсуждения, обмена знаниями и других видов коллективной работы. При соответствующей конфигурации Moodle может выступать своеобразной школьной социальной сетью.

 

Литература:

1.Официальный сайт LMS Moodle [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org

2. Инструкция по регистрации на хостинге beget.ru [Электронный ресурс] URL:http://beget.ru

3. Сайт «Курсы по подготовке к ЕГЭ», разработанный учителями творческой группы: http://z98962do.bget.ru/

Список использованных источников
  1. Использование возможностей системы дистанционного обучения «Moodle» при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике и информатике (на примере авторских курсов «Система подготовки к ЕГЭ по физике» и «Система подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ») Берестова Наталья Ивановна (berestova1971@yandex.ru), Кудряшова Галина Геннадьевна (kudriaschova.galina2011@yandex.ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 (МБОУ СОШ №8) р.п. Шолоховский, Белокалитвинский район Аннотация. Информация предназначена для педагогов, активно внедряющих современные информационные технологии обучения в образовательный процесс. В статье описаны возможности по использованию дистанционной среды Moodle в образовательном процессе школы на примере личного практического опыта при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике и информатике на основе сайта: http://z98962do.bget.ru/ [4] В современном информационном пространстве всё большей популярностью пользуется система дистанционного образования (СДО), которая даёт ряд преимуществ по сравнению с традиционной. Во-первых, обучающийся может заниматься в любое время суток без отрыва от основного места учёбы или работы и в любом месте, оснащённом сетью Интернет (кафе, поезд, квартира и т.д.). Во-вторых, контакт преподавателя и ученика происходит по мере необходимости (если у обучающегося возникают вопросы). В-третьих, отмечается гибкая удобная структура курса (на усмотрение преподавателя). В-четвертых, любой педагог, который использует в своей работе компьютер, может применять дистанционное обучение в урочной и во внеурочной деятельности. Изучив возможности и оценив все преимущества дистанционного образования, мы попробовали создать курсы по физике и информатике, используя информационную образовательную среду Moоdle. С тематикой мы определились сразу, решив, что будем оказывать помощь ученикам при подготовке к ЕГЭ по физике и информатике. Разработанные курсы охватывают все элементы ЕГЭ по данным предметам. [3] Система Moodle (Мудл) - это программное обеспечение, находящееся в свободном доступе на официальном сайте http://download.moodle.org. [1], которое можно копировать и устанавливать на своем компьютере не нарушая авторских прав. Она позволяет автоматизировать процесс обучения с помощью интернет-технологий. Фактически это несложный конструктор разнообразных модулей, которые может использовать учитель для создания уникального по информационному содержанию и области применения обучающего ресурса. Операционная система для Moodle не имеет большого значения, так как она может работать и с операционной системой Windows и с Linux. Основное условие в работе Moodle: чтобы был открыт доступ из сети Интернет. Это легко выполнить самостоятельно, если разместить оболочку Moodle на каком-либо хостинге (например, бесплатный хостинг http://beget.ru. [2]) Оформление курса (дизайн) задается администратором через блок «Администрирование». Можно использовать встроенные в систему темы оформления, но можно и проявить творчество, закачав понравившиеся темы с сайта http://download.moodle.org. [1] В системе Moodle разграничиваются права доступа и возможности работы в ней: • Администратор – определяет внешний вид сайта, может создавать курс и имеет доступ ко всем курсам, может создавать сообщения, которые помещаются на главную страницу сайта или курса. • Автор курса – это учитель, который наполняет курс учебными материалами. Учитель имеет полный контроль над курсом, но не может создавать входы для учеников. • Ученик может пользоваться материалами курсов для обучения. • Гость может просто посмотреть разделы курса, если это разрешено, но не может выполнять какие-либо виды учебной деятельности. Войти систему курса возможно только после авторизации, для этого необходимо ввести логин и пароль, полученный у администратора. Среда Moodle состоит из курсов. Список всех курсов системы обычно представлен в центре главной страницы под рубрикой «Доступные курсы». Курсы имеют одинаковую трехколоночную структуру. Каждый курс состоит из блоков, размещенных в левой и правой колонке, и основного содержания (модулей), находящегося в центре страницы. Каждый блок курса можно настраивать в режиме редактирования. Левая колонка предназначена для управления курсом и содержит следующие блоки «Люди», «Элементы курса», «Поиск по форумам», «Администрирование» (главный элемент управления и настройки курса). Правая колонка содержит множество вспомогательных блоков, например: «Новостной форум», «Наступающие события», «Последние действия», «Календарь» и т.д. Календарь удобен при работе с группой учащихся, которая должна пройти обучение в рамках четко заданного временного периода, например, ограничение по времени изучения лекции или прохождение теста или задания. Имеется возможность добавлять и свои блоки из внешних ресурсов, например, онлайн калькулятор, часы и т.д. Средняя колонка содержит материалы по курсу и элементы курса. Именно их добавляют при построении учебных курсов. Все учебные элементы дистанционного обучения размещаются в этих секциях в виде гиперссылок. Основное содержание курса разбито на темы, которые могут содержать: текстовые описания, презентации, видеоматериал, пошаговые инструкции, задания, тесты и т.д. Инструменты для наполнения курса можно разделить на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса), добавление которых осуществляется в режиме редактирования. • «Пояснение» позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента. • «Текстовая страница» предназначена для размещения крупных блоков учебного текста. Она неудобна в работе, т.к. не предоставляет инструментов форматирования. • «Гиперссылка» - этот ресурс предназначен для размещения учебного материала различного содержания, с которым учащиеся могут ознакомиться. Используя этот ресурс можно расширить учебное содержание курса за счет привлечения информации с сайтов сходной тематики. Элементы курса являются реализацией практических занятий при сетевом обучении и обладают интерактивностью. • Для организации общения, совместной деятельности (групповой работы) используются элементы: «Форум», «Чат», «Семинар», «Глоссарий». • Инструменты контроля знаний предназначены для определения уровня знаний учащихся (задание, тест, лекция и т.д.). Встроенный конструктор тестов позволяет использовать вопросы различного типа: закрытого (выбор одного или нескольких правильных ответов из ряда предложенных), открытого (самостоятельный ответ ученика на вопрос), с вычисляемыми ответами, на установление соответствия и прочие, а также дает возможность установить вес каждого вопроса и выбрать систему оценивания. Для учителя имеется возможность ограничить во времени прохождение тестирования, количество попыток тестирования, комментирования ответов учеников и просмотра протоколов тестирования. За выполнение заданий, прохождение опросов, тестов учащимся выставляется оценка, которая отображается в журнале успеваемости и на странице ученика. Оценивание возможно двумя способами - либо учителем, либо автоматически (в зависимости от типа задания и его настроек). Задания проверяет учитель, после замечаний ученик может переделать задание и снова прислать его на проверку. Замечания учитель отправляет по почте, через чат, через обмен сообщениями. Но такая деятельность создает определенную нагрузку для учителя, так как ответы не формируются автоматически, а прописываются учителем лично. «Отчеты» позволяют отслеживать действия пользователей курса: дату их посещения, IP-адрес их компьютера, ресурсы и элементы курса, с которыми они работали, выполненные действия и т.д. Moodle предоставляет возможность с помощью встроенной анкеты собрать данные об учениках, получить информацию от учеников о результативности курса и заданий и т.д. «Лекция» дает возможность показать учебный материал в интересной и гибкой форме. Состоит из набора страниц, имеет навигацию переходов между страницами, которые прописывает учитель в настройках к лекции. Каждая страница может заканчиваться вопросом, на который учащийся должен ответить. На неверные ответы учитель может дать соответствующий комментарий. Прохождение лекции учитель также может ограничить во времени или оставить ее доступной для просмотра. Таким образом, как показывает опыт нашей работы, использование системы открытого обучения LMS Moodle расширяет возможности и учителя, и ученика, а также позволяет повысить эффективность работы преподавателя, обеспечивает регулярный контроль уровня усвоения знаний школьников, а также помогает решить ряд задач, способствующих повышению качества школьного образования. Кроме этого, система поддерживает взаимодействие учащихся между собой: от совместного решения задач до обсуждения, обмена знаниями и других видов коллективной работы. При соответствующей конфигурации Moodle может выступать своеобразной школьной социальной сетью. Библиографический список: 1.Официальный сайт LMS Moodle [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org 2. Инструкция по регистрации на хостинге beget.ru [Электронный ресурс] URL:http://beget.ru 3. Сайт ФИПИ [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve/daydzhest-ege 4. Сайт «Курсы по подготовки к ЕГЭ», разработанный учителями творческой группы: http://z98962do.bget.ru/
  2. Инструкция по регистрации на хостинге beget.ru [Электронный ресурс] URL:http://beget.ru
  3. Сайт «Курсы по подготовке к ЕГЭ», разработанный учителями творческой группы: http://z98962do.bget.ru/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  система Moodle, Интернет, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.