Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

Применение современных педагогических технологий на уроках математики для развития познавательной деятельности и изучение влияния их на качество знаний учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
В данной статье рассматриваются особенности применения современных информационных технологий, интерактивных средств, различных методических приемов с целью улучшения качества образовательного процесса, повышения познавательного интереса учащихся к математике и уровня самоподготовки.

Важнейшую роль в современном образовательном процессе занимает использование информационных технологий.  Каждый учитель стремится к обновлению системы преподавания, направленной не только на увеличения объема и улучшению качества полученных знаний учащихся, повышение мотивации школьников к учебному процессу, но и развить у них интерес к учебному процессу, творчеству, воспитать активно мыслящую ячейку общества.

На уроках математики ИКТ помогают усилить наглядное представление материала, увеличить объем ранее недоступной информации, повысить мотивацию обучения и как следствие улучшить усвоение предмета.

На уроке математики компьютер может быть задействован в следующих режимах:

  • демонстрационный – предоставление учебного материала с помощью фото, видео, аудио информации, показ грамотного оформления и решения задач, обсуждение увиденного и услышанного материала, проверка домашнего задания при помощи математического диктанта и др.;
  • индивидуальный – учащиеся самостоятельно могут изучить новый материал, рассмотреть примеры и способы решения задач, закрепить полученные знания путем выполнения предложенных заданий, а также выделить вопросы, с которыми необходимо обратится к учителю;
  • дистанционный (или учебно-исследовательская практическая работа) – учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной практической работы. 

Неотъемлемой частью в организации учебного процесса является использование интерактивных средств обучения, к которым относят: печатные учебники и пособия по типу интеллектуального самоучителя; мультимедийные учебники и образовательные программы; компьютер; интерактивные доски (панели, планшеты); средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, сети обмена данными и др.); электронные библиотеки.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения учащихся, возникновение взаимопонимания и взаимодействия на уроке, совместное решение значимых для каждого участника задач. Интерактивные методы исключают доминирование одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся рассуждать, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств, принимать продуманные решения, не бояться участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Применяя методы и приемы интерактивного обучения, учитель должен помнить основные принципы, лежащие в основу выбранного способа работы во время занятия, а именно:

  • занятие – это общая работа преподавателя и каждого ученика;
  • все ученики равны и каждый имеет право на свое собственное мнение по любому вопросу;
  • категорически нельзя применять прямую критику личности, критиковать допустимо только идею.

Для успешного понимания изучаемой темы на уроке, учителю необходимо организовывать процесс изучения материала таким образом, чтобы у учащиеся пробуждалась собственная инициатива, а урок проходил как сотрудничество учащихся и учителя.

Важнейшим структурным элементом каждого урока математики и процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Именно контроль позволяет дать качественную оценку усвоенным знаниям учащихся, ориентирует ученика в достижениях и недоработках в его учебной деятельности. Контроль для учителя является стимулом для повышения качества работы, поиском новых методов и приемов изложения учебного материала. Но самое главное, что контроль знаний дает возможность учителю определить индивидуальные способности учащихся и разработать индивидуальный подход к ним.

  В образовательном процессе для достижения уровня обязательной подготовки учащихся применяются такие виды контроля:

  • предварительный — позволяет установить уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного изучения предмета. Это вводные письменные и устные контрольные работы, тестирование, направленные на выполнение заданий на повторение теоретических положений, определение понятий, знания формул и решение задач на базе усвоенных учеником знаний. Полученные результаты помогаю учителю дать оценку объему и качеству знаний учащихся, которые являются фундаментом при изучении нового материала;
  • текущий — применение в повседневной работе на каждом уроке. Это самостоятельные работы, тестирование, устные опросы, математические диктанты, занимательные кроссворды, задания по типу «Найди ошибку» и др. На данном этапе проверки осуществляется оценка динамики формирования знаний и умений учащихся, выполняется контроль систематичности работы каждого ученика, происходит стимуляция регулярной и напряженной деятельности учащихся;
  • рубежный (промежуточный) — применяется периодически по мере прохождения новой темы или раздела, охватывает учащихся всего класса и позволяет оценить качество усвоения значительного объема изученного материала. Примером рубежного контроля могут выступать контрольные роботы, обобщающие уроки;
  • итоговый — определяется степень овладения учащимися учебного материала по предмету в целом, позволяет судить об общих достижениях учащихся. Проводится в виде итоговой контрольной работы за четверть, семестр, учебный год, государственного экзамена.

Независимо от вида, каждый контроль должен быть регулярным, целенаправленным, объективным и всесторонним.

Успешность преподавания математики зависит от многих факторов, важным из которых является уровень самоподготовки учащихся. С развитием информационных технологий перед учащимися появляются новые возможности для углубленного изучения любого предмета. Современные компьютерныересурсы позволяют улучшить качество знаний при подготовке домашних заданий. У учеников появилась возможность послушать информацию, просмотреть её и закрепить при использовании различного вида Интернет-сервисов, тестов online.

Одними из самых успешных программных продуктов для самоподготовки учащихся являются:

  • «ЯКласс» (http://www.vaklass.ru) – образовательный портал, который успешно может заменить для школьника репетитора. Сайт предлагает теоретические, практические материалы и задания, проверочные работы (тесты) по следующим предметам: «Алгебра», «Геометрия», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Русский язык», «ЕГЭ», «Переменка», «English Language», «Алгебра и начала математического анализа». Как помощник для учителя, портал помогает проводить диагностику знаний учащихся, а также проводить занятия в компьютерном классе. 
  • «Школьный помощник» ( http://school-assistant.ru/) – сайт представляет собой электронный учебник-тренажер, который помогает закрепить знания, полученные на уроке, а также изучить упущенный учеником материал. Главной задачей сайта является помощь учащемся  в решении заданий по математике для начальной, средней и старшей школы.
  • «Интернет библиотека МЦНМО» (http://ilib.mccme.ru) — в сети для свободного ознакомления представлены публикации популярной физико-математической литературы. Здесь можно найти электронные версии не только книг, но и журналов, прежде всего, математического направления.
  • «Открытый банк заданий по математике» (http://base.mathege.ru)  – сайт предлагает структурирующие тренировочные материалы ЕГЭ по видам заданий, содержанию и умениям, которые помогают школьникам, подготовится к обязательному государственному экзамену по математике в выпускных классах.
  •  «Великие математики» (http://1matematiki.ru) — сайт посвящён ученым, которые посвятили свою жизнь изучению математики. Учащиеся могут узнать интересные факты из их жизни, ознакомится с научными трудами знаменитых людей.
  •  «Вся элементарная математика» (http://www.bymath.net) — это средняя математическая интернет-школа на дому. Сайт предлагает учащимся грамотно изложенный  теоретический и практический материал по всем основным разделам элементарной математики, а также предлагает задания для самоконтроля и другие.

Всемирная информационная сеть содержит множество электронных научных библиотек, справочных и учебных сайтов, которые не только качественно и занимательно помогают наладить самостоятельную работу учащихся, но и помогают заполнить интересными фактами досуг школьника.

Главной проблемой остается проблема доступа к информационным источникам каждого желающего. Поэтому главной задачей для учителя является правильный выбор приемов и методов преподавания каждой темы урока, удачное сочетание традиционных инструментов обучения  с новыми технологиями, которые в итоге должны обеспечить повышение уровня понимания учащимися изложенного материала.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.)
  2. Чегодаев Н. М. Некоторые научные подходы, методы совершенствования и результаты диагностических исследований образовательного процесса (Из опыта работы РИНО). М.,2013.
  3. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. - М.: изд-во АПН РСФСР, 2009.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Методы и приемы интерактивного обучения, ЯКласс, ИКТ на уроках математики, познавательная деятельность.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.