Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVI Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2016»
17-18 ноября 2016 года, г. Ростов-на-Дону

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Везиров Тимур Гаджиевич, Доктор педагогических наук, Профессор, Соросовчкий доцент
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена роли и места средств информатизации и коммуникации в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования. Подчеркивается, что их реализация повышает продуктивность усвоения учебного материала за счет стимулирования интереса обучаемых с использованием электронных учебных курсов, предъявления более высокого объема информации, предусматривающего увеличение скорости ее переработки и усвоения; расширения круга субъектов, участвующих в образовательном пространстве, благодаря применению дистанционных образовательных технологий и средств электронного обучения.

Проблема использования средств информатизации и коммуникации в процессе обучения студентов бакалавриата и магистратуры крайне актуальна, т.к. невозможно представить организацию современного учебно -воспитательного процесса вуза без стимулирования интереса обучающихся с помощью разнообразных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В монографии [4] И.В. Роберт под средства ИКТ определяет, как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

В этой же работе средства информатизации и коммуникации определяют, как средства ИКТ, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализации оптимальной технологии их педагогического использования [4].

Одним из таких средств является электронный учебный курс, представляющий собой, по мнению И.Г. Захаровой, учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители или доступные через компьютерную сеть (локальную или Интернет) [2].

Применение средств информатизации и коммуникации в образовательном пространстве высшего учебного заведения традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих средств для увеличения доступности образования, что осуществляется путём включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен- через дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения. Второе направление предполагает использование средств ИКТ для изменения того, чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения.

Для того чтобы, эти направления могли осуществляться, необходимо создание общей, информационной образовательной среды вуза. Безусловно -это и Internet-библиотеки с наглядным и доступным для обучающихсяструктурированным предоставлением информации, использование мультимедийных средств, электронных ресурсов, представленных электронными учебниками и электронными учебно-методическими комплексами. Все это открывает широкие возможности для обучения, но при этом обучаемые должны быть подготовлены к пользованию указанным арсеналом средств. Следовательно, важна перестройка учебно -образовательного процесса, с тем чтобы уже на первом этапе студенты получали знания и умения использования электронных учебных курсов на уровне уверенных пользователей. С другой стороны, возникает и трудность в том, что в современном информационном пространстве Интернета имеется огромное количество информации, которая представлена для пользования в открытом доступе, но может быть ошибочной, так как представляет лишь точку зрения конкретного автора, или просто недобросовестной, когда используется материал без согласования с автором.

Преподаватель должен помочь обучаемому не только разобраться в лавине бесполезной, неверной информации, отобрать крупицы именно той, которая нужна, но и повысить его ответственность за пользование ресурсами, т.е. организовать их деятельность в образовательном пространстве с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» отмечается, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредственном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5, c.30].

Развитие и совершенствование автоматизированных систем управления образовательным процессом в направлении интеграции технических, программных и программно-аппаратных средств ИКТ создают условия для формирования и функционирования сетевого пространства, в частности единой информационно-коммуникационной среды в сфере образования.

С.В. Панюкова информационно-коммуникационную среду определяет как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [3].

В качестве системы управления обучением нами выбрана среда LMSMoodle, включающая электронные учебные курсы в составе СКИФ – сайт портала дистанционного обучения Донского государственного технического университета, синхронное и асинхронное общение студентов с преподавателем.

В настоящее время нами в образовательном пространстве Дагестанского государственного педагогического университета используются электронные учебные курсы по различным дисциплинам вариативной части учебного плана магистратуры по магистерским программам «Информационные технологии в физико-математическом образовании» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».

Работая с электронным учебным курсом, содержащим тестовые задания, студент может получить моментальную информацию о собственном уровне усвоения материала и тут же с помощью методического материала компенсировать недостаток знаний.

Современный электронный учебный курс размещается на специализированном образовательном Web-сервере учебного заведения и серверах отдельных подразделений, представляющих различные учебно-методические, демонстрационные и обзорные материалы.

В учебном процессе бакалавриата и магистратуры факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета используются электронные учебные курсы, разработанные совместно со студентами и преподавателями и размещены в образовательном web - сайте факультета, а также на сайте дистанционного и электронного обучения Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону) (http://skif.donstu.edu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет»

Безусловно огромное значение имеет использование мультимедийного оборудования. Мультимедиа (multi - много, media - среда). - богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа представляют собой многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным.

Как отмечают авторы монографии [1] Т.Г. Везиров и А.В. Бабаян, мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого

Мультимедийные презентации, разработанные нами по школьному курсу информатики и ИКТ, которые используются в учебном процессе бакалавриата ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», а также на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательных школах Республики Дагестан позволяют воссоздать атмосферу эпохи через фото(архивные материалы), музыку, что, безусловно, «погружает» в материал и активизирует интерес.Использование презентации на занятиях педагогического цикла позволяет сравнить преимущество той или иной технологии обучения, стимулировать студента отстаивать собственную позицию в учебном диалоге на основе представленных материалов.

Подготовка самими студентами презентации к практическому занятию, учит кратко систематизировать достаточно большой объем информации и при этом его иллюстрировать. Если мультимедийная презентация готовится студентом для детей (дошкольного, младшего школьного возраста) и представляется на занятии, то преподаватель не только оценивает степень владения материалом, но и понимание методических принципов при осуществлении процесса воспитания и обучения детей.

В качестве удачных вариантов современных технологий использования на занятии может рассматриваться электронные учебно-методические материалы, где студентам предлагается не только текстовый материал, но и фотографии, рисунки. Очень эффективно это при изучении дисциплины «Методика обучения информатике», или при выборе оптимальной наглядности в качестве средства обучения при изучении дисциплин «История Дагестана» и «Культура и традиции Дагестана» с использованием электронного учебно-методического материала «Культура и традиции народов Дагестана», разработанный магистрантами факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета.

Для того, чтобы занятия с использованием средств информатизации и коммуникации в образовательном пространстве вуза были эффективными важно владение, как мы уже подчеркивали, умениями вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться дистанционными образовательными технологиями и средствами электронного обучения, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере; самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте и т.д.

Соответственно, образовательное пространство вуза представляет открытую систему, достаточно гибкую, ориентируемую на потребности различного контингента обучающихся и благодаря средствам информатизации и коммуникации, позволяющую получать большой объем информации, необходимый и достаточный для удовлетворения запросов рынка образовательных услуг.  

Список использованных источников
  1. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения. Монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 140 с.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.Г. Захарова. – М.:. Издательский центр «Академия», 2008. -192 с.
  3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.В. Панюкова. М.:. Издательский центр «Академия», 2010. -224 с.
  4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-398 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2014. – 208 с.
Вид представления доклада  Устное выступление
Ключевые слова  средства информатизации и коммуникации, образовательное пространство, подготовка бакалавров и магистров, электронные учебные курсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, мультимедийные презентации, информационно – коммуникационная среда.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.