Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2017»
23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Эффективность обучения русскому языку в начальной школе на основе внедрения инновационных информационных технологий

Авторы: Беловицкая Светлана Ивановна 1, Шеховская Наталия Леонидовна 2
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2 БелГу
 

Укрепление позиций русского языка на сегодняшний день – это стратегический национальный приоритет Российской Федерации. Начальная школа является одним из ведущих аспектов укрепления данных позиций, и продуктивное использование информационных технологий начального языкового образования повышает эффективность обучения русскому языку младших школьников.  

Учебный процесс, опирающийся на использование информационных технологий обучения, организуется с учетом вовлеченности в процесс познания всех обучающихся без исключения.

Реализация инновационного подхода в образовании требует от педагога формирования у обучающихся, в частности младших школьников, в процессе обучения диалектического мышления, творческой активности и способности к саморазвитию. В ситуации актуальности и востребованности внедрения инновационных информационных технологий учитель выступает как организатор непрерывно меняющейся обучающей среды, а не как простой носитель информации.

Инновационные информационные технологии необходимо рассматривать на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее в других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических технологиях.

Существует множество классификаций педагогических технологий, но для рассмотрения начального языкового образования более применима классификация технологий обучения по О.Б.Епишевой:

- группа предметно-ориентированных технологий построена на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь, в учебниках);

- в модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене,
К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения;

- в технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) – на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культурологизации и интеграции;

- технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик,
И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ними групповые технологии – основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых;

- технологии развивающего обучения – ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности – А. Кушнир, саморазвития – М. Монтессори); их основная идея – в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать, прежде всего, сензитивность – наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям;

- технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) – обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения;

- технологии на основе личностной ориентации учебного процесса – технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков);

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов);

- компьютерные технологии (И. Роберт и др.) используют для предъявления информации языков программирования и транслируют её на машинный язык;

- технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе – плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта – недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важны преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

Применение вышеперечисленных технологий в процессе начального языкового образования предлагает построение организации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения таким образом, чтобы они общались друг с другом, применяли соответствующие средства обучения, используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы, где целевыми ориентациями является переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к личности обучающегося, единство обучения и воспитания; дает возможность создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.

Информационные технологии позволяют учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, строить образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в качестве основных в педагогике XXIвека. Однако необходимо отметить, что обучение не может быть полноценным без проведения мониторинговых мероприятий, устанавливающие «обратную связь» и оценивающие динамику усвоения учебного материала. Одним из средств организации мониторинговых мероприятий является  образовательные электронные издания и ресурсы.  

Информационные технологии становятся одной из форм, обеспечивающих в отношении младшего школьника целостность процессов воспитания и обучения, интеграцию во всех сферах. Они позволяют организовать обучение межкультурной коммуникации, предполагают поликультурное воспитание. А изучение учебного предмета «Русский язык» восприниматься как метапредмет, позволяющий достигать у всех обучающихся результатов разного плана.

Именно уроки русского языка становятся тем инструментом, который позволит реализовать «открытое» применение инновационных информационных технологий в практике языкового начального образования. Учитывая сложные отношения представителей различных этнических групп, находящихся в одной аудитории (в одном классе находятся и дети, прибывшие, например, из среднеазиатских республик, и с Кавказа, и коренные жители данного региона), необходимо так смоделировать учебный процесс, дополняя и изменяя образовательные стратегии, чтобы равно вовлечь всех учащихся в процесс обучения языку. В связи с этим в смешанных (полиэтнических) классах возникает необходимость скорректировать образовательные программы в целях полноценного одновременного обучения русскому языку и детей-носителей языка, и детей-инофонов, в разной степени владеющих русским языком. Это становится необычайно сложным в условиях типовой российской школы и накладывает определенный отпечаток на структуру современного урока русского языка.

Актуальным понятием сегодняшнего дня стало понятие универсальных учебных умений, реализуемых в курсе русского языка, в первую очередь, через межпредметные связи, а все образовательные достижения сегодня «измеряются» в трех системах: предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. И если предметные результаты хорошо известны и учителям, и ученикам (написал или не написал диктант, сколько сделал ошибок, прочитал и понял текст и пр.), то метапредметные и личностные результаты по-прежнему вызывают много вопросов. Как организовать современный урок русского языка в полиэтнической и полиязыковой среде, как учитывать разные группы достигаемых результатов, – это остается главным вопросом для большинства учителей начальных классов современной России.

На самом же деле именно метапредметные результаты (когда средствами одного предмета можно решать задачи любого другого) – это самые важные результаты, поскольку их суть – интеллектуальное, когнитивное действо, «запущенное» с помощью языка и на языке. Методической основой метапредметного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в освоении наук и понимание закономерностей всего существующего в мире.

Итак, можно утверждать, что учебный предмет «Русский язык» в современной школе становится метапредметом, позволяющим достигать результатов разного плана, а одной из важнейших проблем сегодня является проблема интеграции результатов обучения или реализация метапредметного подхода. Этот подход, реализованный на уроках русского языка, обеспечивает осознанное усвоение сведений (материала) не только языкового, но и когнитивного характера, что развивает познавательные способности и интересы обучающихся. Умение свернуть или развернуть информацию, сформулировать главное и второстепенное, найти аналогии, выстроить понятийный аппарат – это качества, которыми младший школьник овладевает именно на уроках русского языка, где применимы информационные технологии, направленные на речевое развитие обучающихся, на обеспеченность внутренней мотивацией языкового познания, на функциональность и ситуативность педагогического действия учителя, на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения.

Список использованных источников
  1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента [Текст] / Л.Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3.
  2. Беловицкая, С.И. Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности [Текст] / С.И. Беловицкая // Современные научные исследования. Вып. 1. – Концепт. – 2013.
  3. Выгодчикова, Н.Н. Поликультурное образование младших школьников в процессе изучения иностранного языка [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / Н.Н. Выгодчикова. – Ульяновск, 2008.
  4. Евтушенко, С.В. Время педагогики творчества. Педагогика творчества [Текст] / С.В. Евтушенко. – Ростов н/Д.: НМЦ «Логос», 2010.
  5. Лазченко, Е.К., С.И. Беловицкая Профессионально-личностное становление педагога как фактор развития образования XXI столетия [Текст] / Е.К. Лазченко, С.И. Беловицкая // Педагогика и жизнь. – Вып. 19. – М., Воронеж, 2012.
  6. Шеховская, Н. Л. Инновационность возрожденной традиции / Н Л Шеховская [Текст]://Проблемы развития современной общеобразовательной школы инновационный подход Материалы Всерос науч -практ конфер - Белгород Изд-во БелГУ, 2005 - С 239-247
  7. Ярматов, Р.Б. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя [Текст] / Р.Б. Ярматов // Молодой ученый. – 2012. – №12.
Вид представления доклада  Публикация


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.