Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2017»
23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ С УЧЕТОМ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИСКОЛОГИИ

Автор: Сивоконь Екатерина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Южный федеральный университет
Автор рассматривает возможность построения программ повышения квалификации учителей с включением модуля «Педагогические риски при реализации ФГОС и технологии их минимизации»
Автор рассматривает возможность построения программ повышения квалификации учителей с включением модуля «Педагогические риски при реализации ФГОС и технологии их минимизации»

Принятие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, введение Федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога влечет за собой пересмотр подходов к содержанию и условиям реализации программ повышения квалификации педагогов.

Содержание программ повышения квалификации  должно отражать не только нормативные изменения в системе образования, связанные  с введением ФГОС, но и учитывать такие тенденции в ее развитии, как здоровьесбережение, педагогическая рискологии и др. Считаем, что такие изменения, прежде всего, должны затронуть систему повышения квалификации учителей информатики, так как их профессиональная деятельность связана с использованием новых средств ИКТ в образовательном процессе.

В настоящее время одним из новых направлений в педагогической науке является педагогическая рискология, исследующая поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность педагогического риска как социально-экономического и психологического явления, а также общие закономерности и специфику педагогической деятельности в ситуации неизбежного выбора.

В контексте нашего исследования, под педагогическим риском, вслед за Абрамовой И.Г., будем понимать деятельность педагога по снятию неопределенности в ситуации неизбежного, то есть обязательного, выбора и конкретное педагогическое воздействие для реализации педагогического замысла.

В рамках разработанных и реализуемых в настоящее время программ повышении квалификации педагогов, считаем целесообразным включение модуля «Педагогические риски при реализации ФГОС и технологии их минимизации», отражающего проблемы современного этапа развития системы образования и особенности инновационной деятельности педагога. Положительный эффект введения данного модуля был выявлен при реализации в Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича программы профессиональной переподготовки кадров «Педагогическое образование: технологии реализации ФГОС».

В связи с современными требованиями к профессионально-педагогической деятельности, которая должна носить многогранный, инновационный характер и связана с принятием решений педагогом в условиях неопределенности, изучение основ педагогической рискологии является необходимым критерием конкурентоспособности специалиста на рынке образовательных услуг.

Понятие «педагогический риск» зачастую воспринимается однозначно негативно, как и  понятие «риск». Существует два подхода к понятию риск: технический (риск, как физический атрибут технологий, сводится к количественной оценке вероятности определенного ущерба) и социально-психологический (раскрывает связь оценок риска с ценностями и нормами общества, группы, личности).

В процессе изучения основ педагогической рискологии рассматриваются следующие функции педагогического риска: 1) природоохранная; 2) развивающая; 3) защитная; 4) регулятивная; 5) оценочная; 6) прогностическая; 7) экспертная.

Важное внимание в содержании модуля уделяется анализу различных видов педагогических рисков:

  • политический риск;
  • стратегический риск;
  • диспозиционный риск;
  • риск рассогласования;
  • личностный риск;
  • физический риск;
  • социальный риск;
  • риск несоответствия;
  • риск бездействия;
  • технологический риск [1].

В указанном выше модуле программ повышения квалификации основной упор следует, по нашему мнению, сделать  на технологический риск, который напрямую связан с деятельностью педагога: выбором методик, приемов, технологий обучения для осуществления педагогического замысла, что позволяет продемонстрировать прикладной аспект педагогической рискологии.

В ходе обучения по программе, педагоги в своей аттестационной работе могут в рамках выбранной ими темы продемонстрировать умение оценить технологический риск от используемых ими в педагогической деятельности методов и технологий обучения и сформулировать возможные пути избегания рисковой ситуации или возможность ее минимизации.

Как показывает практика, не каждый педагог может объективно оценить возможные риски от выбранного им педагогического воздействия, так как часто подменяются понятия и суть некоторых педагогических методов и технологий [2].

Для более наглядного представления и глубокого понимания эффекта от педагогического воздействия может быть использован SWOT-анализ, предложенный профессором Кеннетом Эндрюсом и широко используемый в сфере экономики (Рис. 1).

Рис. 1. Схема SWOT– анализа

Название анализа под названием SWOT состоит из нескольких значений. В данном случае S является «силой» (Strenght), W –«слабостью» (Weakness), O –«возможностью» (Opportunities) и T –«проблемой» (Troubles) [3].

Данный вид анализа позволяет педагогу проанализировать ту или иную технологию или метод обучения и выделить его сильные стороны, которые необходимо укреплять и развивать, а также слабые стороны, которые необходимо компенсировать (применяя дополнительный подбор заданий, изменяя подходы и т.д.), определить возможности, которые необходимо использовать в полной мере, а также угрозы, которых по возможности следует избегать или преодолевать (минимизировать).

Список использованных источников
  1. Абрамова, И.Г. Педагогическая рискология: монография / И.Г. Абрамова. – Санкт-Петербург: Образование, 1995. – 92 с.
  2. Сивоконь, Е.Е. Методические особенности разработки программы профессиональной переподготовки с учетом аспектов педагогической рискологии / Электронные ресурсы в непрерывном образовании: труды V Международного научно-методического симпозиума «ЭРНО-2016» (г. Анапа). – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016.
  3. SWOT-анализ: правила и примеры составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz. (Дата обращения: 06.10.2017г.).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  Риск, педагогический риск, повышение квалификации педагогов, минимизация педагогических рисков, SWOT-анализ


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.