Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2017»
23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных технологий на уроках естественно-гуманитарного цикла.

Авторы: Сычёва Светлана Васильевна 1, Сычев Николай Васильевич 2
1 МАОУ лицей №4 (ТМОЛ), 2 г.Таганрог МАОУ лицей №4(ТМОЛ)
В статье рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на уроках в современной школе и их влиянии на познавательную деятельность учащихся. Так же отмечаются положительные и отрицательные моменты использования компьютерных технологий на уроках.

В наш непростой, динамичный, быстро меняющийся мир, мир нанотехнологий и экспериментов с калайдером, созданием искусственного интеллекта,  перед обучением встает непростая проблема – образование должно идти в ногу со временем, использовать для своих целей тот накопленный багаж технических средств, которые наработаны цивилизацией за последние несколько десятилетий. Проблема информатизации общества и образовательного процесса в частности, стала одной из глобальных проблем нашего общества. Стремительный скачек техники привел к тому, что за последние 10 лет, компьютеры стали доступны всем слоям населения.  Соответственно внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс можно назвать логичным и необходимым шагом в современном мире и переходом школ на ФГОСы. Перед школой стоит задача повышения качества образования, его доступности для людей с ограниченными возможностями. И здесь, как нельзя к стати, на помощь приходят компьютерные (информационные) технологии.

Прежде чем говорить на заданную тему, давайте выясним, что такое информационные технологии. Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

С появлением и внедрением компьютерных технологий стало возможно создать качественно новую образовательную среду, как основу для изменения, усовершенствования системы образования. Наша система образования опиралась и опирается сейчас на последние достижения науки, техники и технологий.

Объем информации которую должны запомнить, «переварить» учащиеся, очень велика. Мы с вами живем в информационном обществе, где информация является «мерилом, важным фактором, влияющим на развитие образования, науки и культуры». Поэтому компьютеризация школьного образования является приорететным напрпвлением нашего провительства. Выделяют такие направления внедрения компьютерной техники в образовании:

ü  В качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего качество и эффективность;

ü  Как инструмент обучения, познания себя и действительности;

ü  Как средства творческого развития учащихся;

ü  Как средств контроля, корректировки знаний, тестирования  учащихся;

ü  С целью передачи, приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий сейчас переоценить нельзя. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и являются самостоятельными носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности учащихся. Использование таблиц, графиков, диаграмм, являются составными частями печатных учебников и играют немаловажную роль в развитии мыслительной деятельности учеников, а так же лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.

Использование компьютерных технологий дает нам такие возможности для образовательного процесса как:

ü  рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;

ü  вовлечь в процесс активного обучения тех учащихся, которые не отличаются способностями  в обучении;

ü  сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;

ü  обретения и закрепления умений и навыков;

ü  повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;

ü  обеспечить обучающегося большим количеством знаний;

ü  развить интеллектуальные, творческие способности;

ü  работать с различными источниками информации;

ü  получить доступ в единое мировое информационное пространство (с которым надо обращаться очень осторожно).

Компьютерные технологии направлены не только на то, чтобы сделать усвоение материала более осмысленным, наглядным, но и на оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков. И как следствие, для более качественной подготовке методической стороны урока.

Какие бы дифирамбы мы бы не пели компьютеру и технологиям компьютерного обучения, нельзя забывать и о минусах:

ü  внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;

ü  излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников;

ü  образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;

ü  развивается психологическая зависимость от работы на компьютере;

ü  излишек информации «информационный мусор», спам, который в большом количестве гуляет по интернету;

ü  живое общение сводится практически к нулю.

Теперь можно подвести первый итог:

ü  Единого мнения по использованию компьютерных технологий на уроках не существует (даже в нашем лицее из 7 преподавателей – 4-ро их не жалуют и используют очень редко);

ü  Игнорирование компьютерных технологий это крайность, к которой не следует прибегать;

ü  Информационные технологии – это не панацея, а средство обучения;

ü  Компьютерные технологии имеют ряд преимуществ над традиционными средствами обучения (наглядность, красочность, возможность самим создать то, что необходимо преподавателю, ученику;)

ü  Компьютерные технологии уместны там, где есть хорошая материально-техническая база (во многих школах компьютеры так устарели, что «реанимации» не подлежат, отсюда и проблемы – то не «тянет», то «глючит», то программы необходимые не устанавливаются).

Компьютеризация напрямую связана с наличием качественного оборудования на местах (компьютеры, проекторы, интерактивные доски), без этого самые передовые технологии и наработки останутся только красивым призывом, но не реальностью сегодняшнего дня.

 

Методы обучения с применением персонального компьютера:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- исследовательский.

            Для использования первого метода можно использовать презентацию, репродукции картин, музыкальных произведений.

Репродуктивный метод используется на таких уроках как информатика, математика, русский (посмотрел – повторил).

Проблемный метод используется для поиска решения какой-то проблемы с использованием различных источников. Важное место занимает сбор, обработка, упорядочение, анализ получаемой информации.

Что касается исследовательского метода, то он обеспечивает творческую активность ученика в рамках определенной темы.

Так как персональных компьютеров в школах не предусмотрено во всех кабинетах, то данные методы обучения в полной мере применить нельзя.

 

Если учесть наши сегодняшние реалии, то мы получим следующий вывод:

 

ü  Когда у вас в классе один компьютер у учителя объяснительно-иллюстративный метод является единственно возможным на уроке;

ü  Исследовательский метод используется для написания исследовательских, проектных работ;

ü  Репродуктивный и проблемный выпадают из поля зрения. Правда, проблемный мы используем вместе с исследовательским.

Говоря об использовании компьютерных программ на уроках необходимо выделить положительные моменты и не забыть сказать об отрицательных. Потому как пение дифферамбов новому, интересному приводит к тому, что мы перестаем адекватно оценивать новое и считаем его панацеей для решения всех проблем.

Преимущества использования компьютеров на уроках:

ü  Наглядность (география – тема «Природные зоны»)

ü  Красочность(история – тема «Художественная культура», обществознание – схемы, диаграммы «Типология обществ»)

ü  Помогает учителю «разбавить» монологическую речь

ü  Переключение внимания учащихся на звук другой речи (озвученные презентации, видеоролики, видео уроки и т.д.  – использование интернет ресурсов «Инфоурока»)

ü  Готовые уроки выложены в интернете.

Отрицательные моменты:

ü  Перенасыщенность урока компьютерными технологиями

ü  Замена живого общения на простое прослушивание  материала

ü  Невозможность охватить взглядом весь материал параграфа

ü  Невозможность охватить взглядом весь текст документа, необходимо посточнно передвигать текст по экрану вверх-вниз (скорость прочтения у детей разная, кто-то уже прочитал, а кто-то еще на полпути)

ü  Не всех устраивает фон, на котором пишется текст (белый, серый, темных цветов), отсюда возникает плохое восприятие написанного.

 

В заключении хотелось бы сказать, что в современном обществе  модель «слушаю – отвечаю» уже не работает. К тому же во ФГОСах от нас требуют создать личность, которая будет не столько воспринимать беспрекословно информацию, сколько творческую, активную, умеющую неординарно мыслить, находить пути решения в различных ситуациях, добывать необходимую информацию. А без знаний и умений работы на компьютере этого достичь в полной мере нельзя. Так же  информационные технологии (использование компьютеров) на уроках вызывают неоднозначную оценку учителей и самих учеников. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо разрабатывать обучающие программы по разным предметам. Надо помнить о том, что мы уже имеем «компьютерозависимых» учеников, поэтому, компьютеризация приносит не только хорошее, но она деформирует еще неокрепшую психику ребенка.

Список использованных источников
  1. http://www.informio.ru/
  2. http://mirznanii.com/a/175881/sovremennye-kompyuternye-tekhnologii-v-obuchenii
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии
  4. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
  5. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.
  6. Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992. 7. Митрофанов К.Г, Зайцева О.В, Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88), с.64-68.
  7. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  компьютерные технологии, интернет ресурсы, система образования,методы обучения.


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.