Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2017»
23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону

Сценарий занятия "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"

Автор: Шкваркова Лариса Петровна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Победитель ПНПО 2007г., Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, 2003г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска"
В статье предлагается сценарий занятия в 7 классе. В игровой форме проходит повторение и закрепление изученного материала, что поможет обучающимся в дальнейшем определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов с учетом целей использования компьютера.

Тип занятия:  совершенствование знаний, полученных ранее.

Класс: 7

Цели:

организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих  результатов:

метапредметных:

в познавательной деятельности

·         умение использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, моделирование и др.);

·         самостоятельно находить нужную информацию в сети Интернет;

·         осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию;

·         исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

в информационно-коммуникативной деятельности

·         умение выбирать источники информации;

·         умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

·         отражать в устнойформе результаты своей деятельности.

в рефлексивной деятельности

·         владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

·         поиск и устранение причин возникших трудностей;

·         владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками;

·         объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

личностных:

приобрести или реализовать:

·         ответственность, инициативность, находчивость, активность при решении поставленных задач.

·         трудолюбие, усидчивость, заинтересованность.

·         любознательность, стремление к самостоятельности в поисках дополнительных источников информации.

·         критичность мышления.

·         умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

предметных:

на уровне обязательной подготовки (базовый уровень)

1.    Понимание роли компьютеров в жизни современного человека.

2. Понятие программного обеспечения персонального компьютера и его основных групп; классификация ПО; определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

3.    Понимание  назначения системного программного обеспечения персонального компьютера.

4.  Понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.

5.    Понимать ситуации, в которых необходимо использовать то или иное ПО.

на уровне возможностей (повышенный и высокий уровень).

6.    Планировать собственное информационное пространство, использование полученных знаний при выборе направления профильной подготовки в старшей школе, будущей профессии.

7.    Уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию. (Если ПК заражен вредоносным ПО).

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;

2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;

3) рассмотрение операционных систем и их функций;

4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.

Основные понятия, рассматриваемые на занятии:

·         программа;

·         программное обеспечение (ПО);

·         системное ПО;

·         операционная система;

·         архиватор;

·         антивирусная программа.

Средства ИКТ, используемые на занятии:

·         персональный компьютер (ПК) учителя,

·         мультимедийный проектор, экран;

·         ПК учащихся.

 

Ход занятия:

1. Организационная часть

 

 (приветствие, проверка присутствующих учащихся)

 

2. Мотивация учебной деятельности

−        Хотели бы вы сами собрать свой собственный компьютер?

−    Сегодня у вас есть возможность это сделать. Пусть это будет не настоящий ПК, но потрудиться придется.

 

3. Инструктаж к работе.

Представьте себе, что вы организовали фирму по производству персональных компьютеров разработке программного обеспечения. Сегодня вам нужно разработать мини проект, а для этого:

 

1)    Разделиться на группы. Давайте вспомним правила работы в группах. Распределить роли в группе (Президент, секретарь, IT-ишник, хронометрист, PR-менеджер). 

2)    Найти в сети Интернет развертку системного блока и монитора.

Если не удается найти самостоятельно, воспользуйтесь ссылкой (на Рабочем столе имеется документ, где найдете ссылку).

3)    Скачать понравившуюся модель.

4)    Используя локальную сеть, распечатать развертку на принтере.

5)    Вырезание из бумаги и склеивание моделей системного блока и монитора. (Работа в группах).

6)    Заполнить карточку компьютера.

7)    Представить результаты. Высказать мнение о том, какую программу и почему стали бы использовать лично вы.

 

4. Выполнение работы.

Эта часть занятия проводится в виде работы над проектом в группах.

 

1)     Деление на группы. Распределение ролей в группе (Президент, секретарь, IT-ишник, хронометрист, PR-менеджер). Определение должностных обязанностей.

2)    Поиск в сети Интернет развертки системного блока и монитора. Приветствуется подбор оригинальной развертки, самостоятельность в выборе. 

3)    Скачивание понравившейся модели. Работа с ПК, IT-ишник осуществляет поиск. Распечатка развертки на принтере.

4)    Работа в группах. Вырезание из бумаги и склеивание моделей системного блока и монитора.

5)    Заполнение карточки компьютера. Перечисление программ, установленных на компьютер. Основной предметный момент работы. Совершенствование знаний по теме «Программное обеспечение ПК». Каждая группа обсуждает набор программ для своего компьютера.

6)    Представление результата. PR-менеджер объясняет присутствующим почему выбран такой набор ПО для компьютера (зависит от целей использования компьютера). Обратить внимание на правовые основы использования ПО, на защиту компьютера от вредоносного ПО.

Так в игровой форме проходит повторение и закрепление изученного материала.

 

5.    Рефлексия.

Все сели за столы. Давайте продолжим фразы:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился(лась)…

 

Приложение №1

Карточка фирмы

Состав группы:

 

Фамилия, имя

Должность

 

Группа:

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

 

Приложение №2

План работы

Задание №1

Склеить развертку системного блока и монитора.

Задание №2

Заполнить карточку компьютера.  Перечислить программы, установленные на вашем ПК:

1.

 

6.

 

2.

 

7.

 

3.

 

8.

 

4.

 

9.

 

5.

 

10.

 

Задание №3

Укажите устройства вывода информации, подключенные к вашему ПК.

 

 

 

 

 

Задание №4

Что вы будете делать, если ваш ПК  заражен вредоносным ПО?

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.