Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2017»
23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ MICROSOFT VISIO ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Автор: Коваленко Елена Германовна, Почётная грамота Министерства образования РФ, Благодарственное письмо Министерства образования РО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
В статье приведён опыт использования возможностей векторного графического редактора Microsoft Visio как инструмента моделирования в обучении информатике.

В условиях информатизации общества главной задачей образования является образование не для образования, а образование для жизни. Результат образовательной деятельности обучающегося сегодня – это способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Меняются формы, методы, приоритеты, но одно неизменно - в жизни человека основным инструментом исследования и структурирования окружающего мира, взаимодействия с ним является моделирование. Навыки моделирования необходимы человеку в жизни независимо от возраста, профессии и интересов. Даже мечта или цель человека – это модель. Моделирование является ведущей деятельностью и в обучении информатике, кроме того оно выступает и как объект изучения. Как же организовать процесс обучения в этих условиях? Ответ – только в деятельности. Одним из инструментов, которые позволяют научить и научиться в деятельности, являются прикладные программы, функции которых – решать задачи пользователя, причём в интерактивном режиме. В своей статье я предлагаю опыт работы с инструментом моделирования, офисной программой Microsoft Visio.

Microsoft Office Visio  - векторный графический редактор, редактор диаграмм и блок-схем (относится к средствам деловой графики). Выпускается в двух вариантах - Microsoft Visio Standard и Microsoft Visio Professional. Версия Professional имеет более широкий круг диаграмм и возможностей по их представлению. Можно воспользоваться облачным аналогом Visio Professional - Visio для Office 365 (с возможностью установки на 5 устройств и обновлениями).

Возможности Microsoft Office Visio:

  • Создание профессиональных схем на основе принципов работы с векторными графическими объектами и множества шаблонов.
  • Связывание схем с источниками данных: фигуры Visio можно связать с информацией из различных популярных источников данных, в том числе служб Microsoft Excel, Active Directory, MS SQL Server, MS SQL Azure, а также из списков SharePoint.
  • Наглядное представление для всех. Созданную модель можно представить для просмотра или совместной работы с помощью служб Visio в Office 365 или SharePoint. По мере изменения данных схемы в браузере обновляются.
  • Моделирование бизнес процессов, соответствующее актуальным отраслевым стандартам: UML 2.4 (универсальный язык моделирования), BPMN 2.0 (нотация моделирования бизнес-процессов) и IEEE.

В статье пойдёт речь о версии Microsoft Visio Professional, опыт работы в которой я представлю. На мой взгляд, Visio является удачным программным прикладным решением в курсе тем «Моделирование», «Компьютерная графика», «Логические основы компьютера», «Информационно-коммуникационные технологии». Да, это ПО распространяется по годовой лицензии, но предложение для образовательных организаций в сравнении с дидактическими и методическими возможностями редактора Visio более чем доступное (Microsoft Visio Professional входит в Базовый пакет для образовательных организаций).

Конечно, для первого знакомства с основами векторной графики программу Visio, по моему мнению, не следует применять. Причина тому несформированность у учащихся на первом этапе навыка работы с векторными объектами и большой набор инструментов, что будет занимать много времени на освоение принципов работы в среде, отвлекать учащихся. То есть, преимущества программы сыграют в обратную сторону при решении образовательных задач.

Поскольку курс информатики и ИКТ имеет принцип концентрического построения, то введение новой программной среды на следующем этапе изучения темы «Компьютерная графика» позволит кроме образовательных задач решить и столь актуальную задачу стимулирования учебной мотивации учащихся, поскольку будет включён элемент новизны. Другое решение - прикладное применение Visio в теме «Моделирование», что сделает процесс работы в среде более целенаправленным.

Остановлюсь на формах применения Microsoft Office Visio в рамках темы «Моделирование» и раздела «Информационно-коммуникационные технологии».

Введение в тему «Моделирование» я начинаю на втором году обучения базового уровня (8 класс). Учащиеся уже владеют навыками работы с векторными объектами, что позволяет минимизировать эргономические затраты на знакомство с принципами работы в среде Visio (отвожу одно занятие-погружение в среду Visio). Далее проходит работа по созданию  и анализу смешанных информационных моделей. Для создания других видов информационных моделей соответственно применяются другие прикладные программы.

Набор элементов Карты и планы этажей позволяет создавать смешанные модели из среды близкой учащимся. Набор Карта - карты местности (например, в построении модели школьного двора, двора дома, маршрут в школу и т.п.). Набор План здания - планы зданий и помещений (например, построение модели комнаты учащегося, кабинета информатики и т.п.). Элементная база позволяет в модели помещения включать элементы оборудования, мебели.

Для создания информационной модели процесса в среде Visio встроены различные наборы элементов, некоторые из которых можно применять на профильном уровне таких, как создание модели реляционной базы данных, построение модели (диаграммы) потока данных, организационной диаграммы (например, функций сотрудников предприятия) и др. На начальном этапе изучении основ моделирования на базовом уровне учащиеся могут решить задачу создания модели процессов: покупки в магазине, бронирования билетов в кинотеатре или талона в больнице и т.п., используя набор элементов Бизнес-процессы.

В изучении раздела «Информационно-коммуникационные технологии» в вопросе структуры веб-сайта возможности шаблона Карта веб-узла (раздел Приступая к работе) позволяют автоматически создать карту веб-сайта по введённому в диалоговом окне адресу. Эту модель веб-сайта учитель может применять как дидактический материал, также можно создать модель веб-сайта (структуры) самостоятельно через инструменты Сеть – Веб-схема при проектировании или анализе структуры веб-сайта. Применение возможностей Visioна практических работах по теме «Компьютерные сети», позволяет учащимся создавать модели компьютерных сетей, используя элементы набора Сеть (здесь подключаются компетенции профессиональной деятельности - построение локальной сети).

В заключении хочется отметить, что среда программы Visio в совокупности с подключением к обучающему процессу форм работы с ситуациями из жизни учащихся, основ профессиональной деятельности создают условия для формирования и развития у учащихся метапредметных компетентностей, операционного мышления. А значит, пройдена ещё одна ступень на пути к решению задачи образования сегодня.

Список использованных источников
  1. Microsoft Visio [Электронный ресурс] // МАРКЕТУМ /URL: http://marketym.ru/shop/694/desc/microsoft-visio (дата обращения: 04.10.2017)
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  модель, моделирование, диаграмма, деятельность, информатика, Visio, метапредметность, операционное мышление

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.