Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Автор: Аверьянова Светлана Юрьевна, Кандидат педагогических наук, -
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Новошахтинская школа-интернат"

Электронный журнал как инструмент управления качеством образовательной среды школы-интерната

Аверьянова Светлана Юрьевна (svetlana-ave@yandex.ru)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новошахтинская школа-интернат» (ГБОУ РО Новошахтинская школа-интернат)

Аннотация

В статье рассматриваются возможности электронного журнала как инструмента управления качеством образовательной среды, создание условий для перехода на безбумажный вариант журнала. Преимущества работы в сервисе системы «Дневник.ру». Приводятся результаты анкетирования педагогов и обучающихся по использованию электронного журнала.

Литература

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года NАП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902346082

2. Инструкция по организации дистанционного обучения в Дневник.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://help.dnevnik.ru/hc/ru/articles/203474998

3. Кузнецова Елена Владимировна. Управление образовательным процессом средствами электронного журнала. Опыт перехода на безбумажный вариант ведения журналов успеваемости. «Информационные технологии в в образовании». Материалы IX Всероссийскойнаучно-практической конференции. – Саратов: ООО «Из. центр «Наука», 2017 – с.423-426.

4. Тихонова А. В. Организация дистанционного обучения в системе «Дневник.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/09/dnevnik_2013/120-.doc

 

XXI век характеризуется глобальной информатизацией мирового пространства. Информатизация распространилась во всех сферах человеческой деятельности и на сегодняшний момент является одним из главных условий достижения успеха. В связи с этим функции образовательных учреждений  значительно расширяются, изменяются приоритеты управленческой деятельности.

Указанные тенденции диктуют необходимость перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации и требуют совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого информационного образовательного пространства. Единое информационное пространство государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинская школа-интернат» - это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, обучающиеся и их родители.

Использование информационных технологий в управлении образовательным процессом является эффективным средством, влияющим на результат обучения. Вопрос качества образования волнует всех участников образовательного процесса. Администрация школы-интерната ищет новые способы осуществления мониторинга качества образования и таким инструментом, по нашему мнению, может стать электронный журнал.

В соответствии с п. 11 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выбор формы учёта на бумажных и (или) электронных носителях отнесен исключительно к компетенции образовательного учреждения.

Решением педагогического совета в 2018-2019 учебном году школа-интернат перешла на электронную форму ведения журнала в едином информационном пространстве учреждения спомощью сервисов системы «Дневник.ру».

Данному переходу способствовали:

  • практика ведения электронного журнала с 2012года;
  • обучение педагогов ИКТ, проведение методических семинаров с учителями по работе в электронном журнале. Основой для работы являлось Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»[1];
  • улучшение материально-технической базы школы-интерната (все учебные кабинеты оснащены компьютерами с выходом в Интернет, оборудовано компьютерное рабочее места в учительской);
  • создана локальная сеть;
  • проведена оптико-волоконная линия Интернет.

Вышеприведенные условия позволяют в школе-интернате активно внедрить и наладить работу электронного журнала и дневника в образовательный процесс, который автоматизирует процесс контроля за успеваемостью, дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений, даёт возможность контролировать накопляемость отметок по предметам, повышает надежность хранения информации. При обязательном контроле администрацией за своевременностью заполнения журнала учителями (выставление отметок, запись домашнего задания, запись тем уроков).

Мы убеждены, что переход на безбумажный вариант ведения журнала минимизирует «бумажную» работу учителей, позволяет больше выделить времени на непосредственно педагогическую работу.

Особенность обучения в школе-интернате – круглосуточное пребывание учеников в образовательном учреждении. В интернате созданы спортивные классы по футболу, в которых учебный процесс тесно связан с тренировочным, частыми соревнованиями как в пределах Ростовской области, Южного федерального округа, так и страны. При данном режиме обучающиеся не бывают дома по несколько недель, соответственно родители (законные представители) не имеют возможность ежедневно, еженедельно знакомиться с их учебными достижениями. Использование электронных ресурсов позволяют родителям осуществлять мониторинг за успеваемостью детей.

Для спортивных классов актуальна функция, доступная в сервисе системы «Дневник.ру» – дистанционное обучение [4]. Она позволяет учителям и обучающимся  эффективно взаимодействовать с целью повышения качества образования. Позволяет ученикам, находясь на выездных  соревнованиях, не прерывать учебный процесс, проявить способности к самостоятельному изучению предметов, перенести классные мероприятия в виртуальное пространство и участвовать в них дистанционно. С помощью функции «Домашние задания» учитель формирует как групповые, так и индивидуальные задания по предмету и контролирует ход их выполнения. На странице домашнего задания педагоги оставляют комментарии, дают индивидуальные консультации.

С целью изучения мнения обучающихся и педагогов о переходе на электронный журнал был проведено анкетирование [3], в котором приняли участие 38 педагогов и 86 обучающихся 7-10 классов ГБОУ РО Новошахтинской школы˗интерната. Данные выборки репрезентативны по полу и возрасту, стажу работы для педагогов.

100% педагогов считают, что электронный журнал позволяют мобильно управлять информацией (в любом месте и в любое время). 84% отмечают, что электронный дневник осуществляет прямую связь с родителями. На вопрос, считаете ли Вы переход на электронный журнал «уменьшением объема работы» по сравнению с бумажным вариантом, - дали положительный ответ 100% опрошенных. Все участники опроса единогласно отдали предпочтение электронному журналу и не хотели бы возвращаться к бумажному варианту.

Обучающимся были предложены следующие вопросы. Имеете ли Вы доступ к сети Интернет? Утвердительно ответили 90% респондентов. На вопрос, пользуетесь ли Вы услугой «Электронный дневник»,– положительный ответ дали 72% обучающихся. Мы считаем, что невысокий процент положительных ответов на данный вопрос обусловлен использованием бумажных дневников в образовательном процессе. Частота просмотра электронного дневника следующая: каждый день – 68%, раз в неделю – 27%, реже – 5%. Считаете ли Вы необходимым заменить бумажные дневники для учащихся только электронными дневниками? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: да – 93%, нет - 3%, мне все равно – 4%.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что обучающиеся и педагоги положительно оценивают переход на электронный журнал.

Для администрации школы-интерната электронный журнал стал инструментом оперативного и своевременного контроля за качеством образования, формирования различных форм отчетности, сводных ведомостей. С помощью электронного ресурса управленческий аппарат в любой момент времени, в любом месте имеет информацию о:

  • посещаемости обучающихся;
  • выполнении программ по учебным предметам;
  • количестве проведенных контрольных, практических, лабораторных работ;
  • текущей успеваемости, качестве знаний по классу в целом, каждого ученика в отдельности;
  • качество знаний по предмету у каждого учителя;
  • движении учащихся в течение четверти, учебного года и д.р.[ 2].

Имея своевременно необходимую информацию, администрация имеет возможность оперативно реагировать на проблемы и принимать управленческие решения.

Введение электронного журнала позволило повысить открытость системы образования ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната, оперативность обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Электронный журнал – эффективный способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для педагогов, так и для родителей, и учеников.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.