Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ВЫЯВЛЕНИЕ ТОЧЕК РОСТА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ ЧЕТВЕРТНЫХ ОЦЕНОК ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА

Авторы: Сухлоев Михаил Петрович 1, Кандидат педагогических наук, Андриянова Лилия Владимировна 2
1 ГБОУ ДПО Ростовской области "Ростовский и институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", 2 МБОУ Северная ООШ № 11 Целинского район, Ростовской области
В статье представлены результаты деятельности инновационной площадки по внедрению технологии математической обработки итоговых оценок электронного журнала класса с целью выявления точек роста качества учебного процесса.

Качество учебного процесса зависит как от подачи учебного материала, так и от контроля усвоения. Контроль усвоения или контроль учебных достижений выражается в текущих и итоговых оценках учащихся. Параллельно с журналами успеваемости на бумажных носителях во всех школах внедрены электронные журналы. Поэтому в отчетах без особых трудозатрат проводится анализ по количеству пятерок, четверок и троек в каждом классе, выводится средний бал класса, что является важным показателем качества. Если у учащегося одна две тройки или четверки, то с ним работают по их исправлению, чтобы учащийся вышел на следующий уровень или статус - хорошиста или отличника. Успех исправления зависит от того какая это тройка и какая это четверка - по относительно легкому предмету или трудному. То есть у различных предметов есть объективно различная сложность усвоения, которая может быть подсчитана в виде среднего балла предмета, даже, если этот средний бал не высок из-за повышенной принципиальности учителя, преподающего данный предмет. Также и учащиеся одни имеют по всем предметам более высокий результат, другие менее высокий, который можно оценить средним баллом успеваемости по всем предметам.

Вопрос о существовании корреляции между объективной сложностью усвоения различных предметов и объективными возможностями учащихся показывать результаты по всем предметам был решен еще до внедрения электронных журналов, при вводе только четвертных оценок в табличный редактор Excell. После вычисления среднего балла по каждому предмету была проведена сортировка или рейтинг успеваемости класса по данным предметам.  Затем было проведено вычисления среднего балла учащихся по всем предметам и произведена сортировка или рейтинг учащихся. В результате появилась удивительная картина - из хаоса распределения оценок на прямоугольной плоскости листа журнала с четвертными оценками появился четкий порядок. Пятерки собрались в левый верхний угол, двойки в правый нижний угол, а из троек и четверок образовались две полосы имеющие наклон в сторону повышенной сложности предметов. Данная технология была изложена в приложении к журналу "1 сентября" еще в прошлом веке. Главный упор в использовании делался на повышении площади, занимаемой пятерками и четверками.

В рамках деятельности инновационной площадки на базе ООШ №10 Целинского района одним из направлений повышения качества учебного процесса за счет внедрения информационных технологий нами была использована данная технология, после ее усовершенствования. В усовершенствование вошло написание макроса, который в автоматическом режиме производил вычисление среднего балла по предметам и учащимся, и сортировал по убыванию. также в программный код макроса была введена операция раскраски ячеек в зависимости от оценки, в ней представленной. После раскраски картина приобрела исключительную наглядность. Области оценок приобрели яркие очертания, а выбросы троек в область четверок яркую наглядность.

В методическую составляющую использования мы внесли существенные коррективы. За главный аргумент по работе над повышением качества было принято не количественные показатели по пятеркам, четверкам, тройкам и двойкам, а качественные - в какой области находится данная оценка. Под областью мы понимаем область предметов с повышенной сложностью или наоборот. А главное как расположена оценка относительно своей области, области сплошного расположения. То есть в работу по повышению качества учебного процесса привлекаются оценки диффундировавшие, проникшие из области троек в область четверок или из области четверок в область пятерок. Данную работу проводит классный руководитель с учащимся, кому принадлежит данная оценка и учителем ведущим данный предмет. Над общей картиной классов работает заместитель директора, сравнивая различные классы, выявляя классы с большей диффузией оценок из нижней области в верхнюю. Как показала практика по использовании данной технологии от четверти к четверти средний бал успеваемости класса растет.

В заключении следует отметить что математическая  обработка электронных журналов не представляет больших трудозатрат, но дает значимый результат в повышении качества учебного процесса. Это не единственная технология позволяющая выявить такие особенности, которые без ее применения просто не видны. Следующая технология по выявлению возможностей повышения качества учебного процесса, которую мы собираемся освоить заключается в математической обработке текущих оценок - вычисление дисперсии по учителям и учащимся.

Список использованных источников
  1. 2. Сухлоев, М.П. Педагогические и информационные технологии в повышении качества регионального образования [Текст]: научно-методическое пособие для руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений / В.Г. Гульчевская, М.П. Сухлоев. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО. 2008. – 62 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Утвержденная дата выступления  20.11.2018
Ключевые слова  Рейтинг, точки роста качества, электронный журнал, средний балл


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.