Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА

Автор: Левченко Анастасия Алексеевна, Кандидат педагогических наук
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ростовской области Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
В тезисах рассматриваются положительные и отрицательные стороны Единого государственного экзамена по информатике и информационным компьютерным технологиям (ИКТ). Показана роль контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в обеспечении проверки усвоения учащимися содержания школьного курса информатики и ИКТ. Отражены структура и содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ) по информатике и ИКТ;

Проанализировав положительные и отрицательные результаты сдачи Единого государственного экзамена по информатике и информационным компьютерным технологиям (ИКТ) в 2018 году и изучив методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлого года можно сделать вывод о том, что показатели сдачи экзамена варьируются из года в год, но в основном динамика результатов положительная. Этот факт подтверждается данными методического анализа результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Общее число участников основного периода экзамена в текущем году – более 67 тыс. человек. Это число существенно выросло по сравнению с 2017 г., когда экзамен сдавали 52,8 тыс. человек, и по сравнению с 2016 г. (49,3 тыс. человек), что соответствует тренду на развитие цифрового сектора экономики в стране. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. несколько выросла (на 1,54%) доля неподготовленных участников экзамена (до 40 тестовых баллов). На 2,9% сократилась доля участников с базовым уровнем подготовки (диапазон от 40 до 60 тестовых баллов). На 3,71% выросла группа участников экзамена, набравших 61–80 тестовых балла, отчасти за счет сокращения на 2,57% доли группы участников, набравших 81–100 баллов. Таким образом, суммарная доля участников, набравших значимые для конкурсного поступления в учреждения высшего образования баллы (61– 100 тестовый балл), увеличилась на 1,05%, несмотря на уменьшение среднего тестового балла с 59,2 в 2017 г. до 58,4 в текущем году. Некоторый рост доли участников, набравших высокие (81–100) тестовые баллы, объясняется отчасти улучшением подготовки участников экзамена, отчасти стабильностью экзаменационной моде. Средний процент выполнения заданий по всей работе – 58,0 (в 2017 г. – 54)[2].

Конечно, подготовка к ЕГЭ по информатике довольно непростая задача. С каждым годом сложность предлагаемых на ЕГЭ задач возрастает. При этом ученик загружен подготовкой к ЕГЭ по обязательным предметам.
Сложность подготовки к ЕГЭ по информатике обуславливается так же малым количеством часов, которое выделяется на ее изучение.

Помимо требований к уровню подготовки выпускника, ЕГЭ также выдвигает определенные требования к уровню подготовки учителей информатики. Для этого в Ростовской области имеется возможность системного повышения квалификации специалистов ЕГЭ и ГИА на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кроме того, некоторые учителя приглашаются к работе в качестве экспертов предметной комиссии ЕГЭ по информатике и ИКТ и предварительно проходят обучение на курсах подготовки для экспертов, что также может являться одной из форм повышения квалификации. Как и в других регионах России, в Ростовской области за несколько месяцев до сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится так называемый репетиционный экзамен, максимально приближенный к реальному. Практика показывает, что данная процедура позволяет выявить ошибки, совершаемые участниками экзамена, сделать выводы о том, какие разделы предмета наиболее сложны для понимания и усвоения, и за оставшийся период попытаться максимально восполнить имеющиеся дефициты. Поскольку в Ростовской области учителями опыт достаточен для того, чтобы достойно подготовить выпускников к сдаче экзамена[1].

Как же правильно и наиболее эффективно подготовиться к решению задач из первой части, попробуем выделить наиболее существенные советы и указания: 

  • Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны. Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
  • Выучите  с учащимися наизусть таблицу степеней числа 2.
  • Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
  • Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике -  один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
  • Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
  • Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
  • Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Что нужно знать о решении задач с развёрнутым ответом:

  • 24 задача — на поиск ошибки
  • 25 задача требует составления простой программы
  • 26 задача — на теорию игр
  • 27 задача — необходимо запрограммировать сложную программу

Основную трудность на экзамене представляет 27 задача. Ее решает только 60-70% пишущих ЕГЭ по информатике. Ее особенность заключается в том, что к ней невозможно подготовиться заранее. Каждый год на экзамен выносится принципиально новая задача. При решении задачи №27 нельзя допустить ни одной смысловой ошибки.

На сегодняшний день наиболее полезным является сайт для подготовки к ЕГЭ по информатике – сайт Константина Юрьевича Полякова. 

Так же на сайте ФИПИ выложены кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения ЕГЭ по информатике и  спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике. В этих документах можно найти перечень разделов курса информатики, который проверяется на ЕГЭ, список необходимых для сдачи экзамена знаний и умений, на этом же сайте можно найти методические рекомендации для учителей с анализом результатов ЕГЭ разных лет и обучающие материалы для экспертов ЕГЭ по информатике с критериями оценивания задач[3].

Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно как можно больше нарабатывать нужные автоматические навыки.

Список использованных источников
  1. Кузьмин Д. Н., Космынина И. Н. ЕГЭ по информатике и ИКТ: преимущества и недостатки [Текст] / Д. Н. Кузьмин, И. Н. Космынина // Вестник РМАТ № 3. - Издательство: Российская международная академия туризма, 2017.
  2. Лещинер В. Р. Уровни сложности заданий единого государственного экзамена по информатике и ИКТ [Текст] / В. Р. Лещинер // Педагогические измерения № 2. - М.: ФИПИ, 2016.
  3. Крылов С. С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ [Текст] / С. С. Крылов - М.: ФИПИ, 2018.
  4. Чиганашкин В. М. Аргументы за ЕГЭ [Текст] / В. М. Чиганашкин // Педагогические измерения № 2.- М.: ФИПИ, 2016.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  ЕГЭ, информатика и ИКТ, КИМ, оценка качества образования, анализ результатов ЕГЭ


25.10.2018 17:51:51
Анастасия Алексеевна, актуальная тема! С большим удовольствием прочитала вашу публикацию.
25.10.2018 19:49:56
Анастасия Алексеевна, Вы такую актуальную тему не просто раскрыли, а дали очень ценные советы для педагогов! Полезнейший материал от практика!
13.11.2018 16:39:58
Анастасия Алексеевна! Спасибо за советы и указания для эффективной подготовке к экзамену.
Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.