Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Смешанная модель обучения – это модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения. В статье рассматриваются три платформы для организации дистанционной поддержки очного курса обучения.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. Все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам. Эффективность дистанционного обучения во многом основана на том, что обучаемые имеют возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно им [3, c.242]. В то же время слабые стороны дистанционного обучения проявляются в отсутствии: очного общения учителя и обучаемых, а значит и воспитательного воздействия; развитии мотивации и самодисциплины у обучающихся, необходимых при дистанционном обучении; сформированных первоначальных навыков обучаемых для работы в этой системе.

Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного (комбинированного) обучения. Концепция комбинированного обучения предполагает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и применением дистанционных технологий. При этом создаются условия для решения основной проблемы традиционного обучения, заключающейся в ограниченности возможностей для реализации и развития потенциальных способностей каждого обучаемого. Смешанная модель обучения – это модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения [1].

Основу образовательного процесса при смешанном обучении составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному согласованному расписанию, комплексно используя специальные средства обучения и согласованную возможность контакта с учителем.

Чтобы организовать смешанное обучение, во–первых, необходим выбор платформы для организации дистанционной поддержки очного курса обучения. Такой платформой может стать электронная почта, социальная сеть (Dnevnik.ru, ВКонтакте), личный сайт педагога, блог, площадка на образовательной платформе (Moodle, learningapps.org, Якласс, GooglКласс). Во-вторых, учитель определяет базовые ресурсы для обучения: УМК на печатной основе, видеоуроки, электронные учебники. [2].

В своей педагогической деятельности я пока использовала три образовательные платформы: Moodle, learningapps.org, Googl Класс. Важной особенностью таких платформ является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме, а также позволяет контролировать “посещаемость”, активность учеников, время их учебной работы в сети. Все это помогает родителям учащихся следить за фактической успеваемостью, учителям контролировать учебный процесс, а сами учащиеся получают стимул к освоению нового материала.

Свои первые дистанционные курсы я начала создавать в 2014 году в системе Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), разместив его на хостинге гимназии. Для старших школьников мною был разработан курс «Системы счисления» Курс состоит из девяти тем, в которых изучается история систем счисления, перевод целых и дробных чисел, арифметические действия. В отдельных темах рассматриваются задания по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Три темы включают тестирование по изученному материалу, в том числе итоговое тестирование, после которого курс считается пройденным.

Реализация дифференцированного подхода на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет проходила по следующей схеме. Первоначально было проведено вводное занятие, в ходе которого учащиеся были ознакомлены с основными принципами работы в СДО Moodle и общей структурой курса. Также, на данном занятии была проведена первичная диагностика уровня ЗУН учащихся. Кроме того, на вводном занятии учащиеся получили первое домашнее задание – самостоятельно войти в систему и отредактировать персональные данные своего профиля, а также ознакомиться с СДО Moodle. Некоторым учащимся понадобились консультации, касающиеся работы в системе Moodle.

Для оптимального сочетания традиционного и дистанционного обучения необходимо определить темы, которые ученики будут осваивать самостоятельно, а что будут делать в классе. На основе диагностики начального уровня ЗУН по теме «Системы счисления» предмета «Информатика и ИКТ» более сложными оказались такие темы как: «Перевод дробных чисел» и «Арифметические действия в СС», поэтому занятия на эти темы было решено провести в школе, а практические задания выполнить дома. Темы «История систем счисления» и «Перевод целых чисел» предлагаются к самостоятельному изучению, а выполнение практических заданий учитель может проконтролировать в классе.

В ходе изучения темы «Системы счисления» учащимся предлагались задания для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Эти темы были необязательными для всех, а изучались только теми, кто выбрал предмет «Информатика» в качестве ГИА.

Организованная таким образом смешанная форма обучения учащихся позволяет чередовать различные виды деятельности, что позволило сделать процесс обучения интересным и творческим, а, следовательно, повысить мотивацию и качество обученности.

Вывод: современному учителю, владеющему ИКТ, можно освоить СДО Moodle, повысив тем самым уровень знаний и интерес к своему предмету. У учащихся сложности были на первом этапе.

По техническим причинам, от меня не зависящим, сайт с курсами в СДО Moodle был потерян, что позволило мне познакомиться с образовательной платформой learningapps.org.

LearningApps -  приложение Web 2.0, имеет большие возможности, учащиеся могут работать в нём не только с компьютера, но и с планшета, с телефона. Основная идея интерактивных заданий, создаваемых в данном сервисе, заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся.

Я использую данный сервис чаще всего на этапе актуализации знаний, работа идет с дистанционной мышкой, и как домашнее задание. Дома обучающиеся могут выполнить задание, разработанное мною, а могут создать свое приложение и представить его на следующем уроке.

Вывод: При выполнении интерактивных заданий в сервисе LearningApps повышается интерес к предмету, легко работать, можно сразу увидеть свой результат, но для смешанного обучения он не подходит, т.к. нет возможности выстраивать курс, прикреплять файлы.

В июне 2018 на Всероссийской практической онлайн конференции «Цифровая школа: новые компетенции учителя» я увидела выступление Арины Нуриахметовой, учителя информатики Гимназии 63 г. Санкт-Петербурга, соавтора проекта «Geek Teachers || Учителя гики» в сети ВКонтакте. Среди 5 полезных приложений для учителя, с которыми она нас знакомила, для себя я отметила GooglКласс. Google Classroom - Система Управления Обучением (LMS, Learning Managment System), полностью привязанная к приложениям Google. Для создания курса нужна только учетная запись Google и желание творить. Все данные хранятся на серверах Google: видеоуроки на YouTube, электронные учебники на Google Drive, а ученики делают письменные работы в Google Docs.

Для меня, как учителя, в этой системе удобно то, что, во-первых, для тестов, созданных в GooglФорме, разработана автоматическая проверка и оценка в реальном времени. Статистику можно просматривать и в виде диаграмм – общих и по каждому вопросу, и в виде сводной таблицы.

А во-вторых мне не нужно теперь просить своих учеников принести работы на флеш-накопителе или скинуть в общую папку для проверки. Учащиеся выполняют задание в Google Docs, что тоже очень удобно – одинаковая программа у всех, и отправляют ответы в виде файла. Оповещение о выполненной работе приходят сразу, посмотреть и проверить работу можно в удобное время, поставить отметку и вернуть с комментариями. Файлы работ сохраняются на Google Диске. Можно организовать совместный доступ к документу, если идет работа над проектом. Можно организовать дифференцированное обучение, отправляя задания отдельным ученикам. Работу можно начать в классе, а закончить дома.

Если ученик отсутствовал на занятии по какой-либо причине, у него есть возможность самостоятельно изучить материалы по теме и выполнить тест или практическую работу.

Вывод:Google Classroom – удобная и простая система для организации дистанционной поддержки очного курса обучения.

Живое общение с учителем сервисы, рассмотренные в статье, заменить не могут, но облегчить работу и сделать процесс обучения интересным вполне реально.


 

Список использованных источников
  1. 1. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2007.
  2. 2. Нечитайлова Е. Переверните класс, или Что такое смешанное обучение? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/58199
  3. 3.Пейперт С. Основы использования информационных технологий. – М: Просвещение, 2006.- 369с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  дистанционное обучение, смешанное обучение, мотивация, Moodle, learningapps.org, Googl Класс


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.