Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Эффективное использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности дошкольного учреждения

Авторы: Крутькова Марина Борисовна 1, Черновол Марина Николаевна 2, Астанина Марина Борисовна 3
1 МБДОУ "Детский сад № 292" города Ростова-на-Дону, 2 МБДОУ № 292, 3 МБДОУ №292
Эффективное использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности дошкольного учреждения

В настоящее время, мы  являемся свидетелями глобального социального процесса – информатизации нашего общества, при котором доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.

Эта явление коснулось и  образования. Под информатизацией образования понимают процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей  воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах (Закон об образовании РФ, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и др., признаётся важнейшим национальным приоритетом).

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспитания и образования, повышению эффективности взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, обеспечении преемственности «детский сад – школа».

В дошкольном образовании информатизация являет собой комплексный, трудоёмкий процесс, который подразумевает создание единого информационного образовательного пространства ДОУ. Кроме того, ИКТ компетентный педагог, в наше время становится для воспитанников проводником в мир новых технологий и имеет возможность формировать основы информационной культуры личности дошкольника.

Для достижения выше указанных целей необходимо достаточное материальное оснащение педагогического процесса. Так как техническое оборудование, применяемое в ДОУ:

- является средством для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);

- обеспечивает наглядность (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);

- используется как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

- применяется как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации);

- используется как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

- является средством коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты).

Вопрос использования информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании заинтересовал коллектив нашего детского сада сравнительно недавно.

 МБДОУ №292, согласно приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области №495 от 29.06.2016г, присвоен статус областной инновационной площадки для реализации проекта «Разработка системы эффективного использования электронных и цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования»

Разработка и внедрение различных способов работы с электронными образовательными ресурсами как с элементом информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации   позволяет повысить:

  1. повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса;
  2. повысить профессиональное  мастерство педагогов;
  3. создать необходимые условия для реализации ООП в рамках ФГОС;
  4. повысить качество образовательного процесса.

Разработка системы эффективного использования электронных образовательных ресурсов для формирования информационно-образовательной среды ДОУ как компонента образовательной системы предусматривает основные направления деятельности:

  • совершенствование материально-технической базы;
  • повышение квалификации и методической поддержки педагогов в области использования ИКТ в образовательном процессе (курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе для начинающих и уверенных пользователей ПК);
  • организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения воспитателями и специалистами ДОУ ИКТ к традиционализации использования цифровых ресурсов в работе);
  • развитие информационно-управленческой системы (ведение базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка управления);
  • организация образовательной деятельности с использованием современных педагогических технологий (технологий сотрудничества, вовлечение я в проектную деятельность с использованием средств ИКТ).

На сегодняшний день для реализации проекта ДОУ имеет оборудованные мультимедийными и интерактивными системами помещения, что позволяет активно использовать разработанные ЦОР и ЭОР в образовательном процессе.  После исследования и  анализа полученных результатов опроса педагогического коллектива, были получены результаты, указывающие на недостаточно сформированные навыки педагогов ДОУ по созданию интерактивных ресурсов. Решением проблемы стала организация курсов повышения квалификации по программе «Информационные технологии в образовании». После обучения педагоги МБДОУ № 292 уверенно создают и внедряют собственные электронные образовательные ресурсы в образовательный процесс.  Еще одним неоспоримым доказательством повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов можно считать успешное участие  во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Работы участников педагогического коллектива  были награждены дипломами.  На сегодняшний день педагоги продолжают повышать квалификацию, участвуя как в курсах повышения квалификации по проблемам использования ИКТ, международных и региональных вебинарах и мероприятиях.

Опыт использования интерактивного оборудования на занятиях с дошкольниками, приставленный в марте 2016 года,  вызвал интерес и высокую оценку участников круглого стола «Дистанционные возможности современного образования» в рамках научно-практической конференции «Безопасный интернет 2016».  Для взаимодействия с широкими массами активных представителей педагогического сообщества было организовано участие педагогов ДОУ в мероприятиях форума для специалистов всех уровней образования «Педагоги России: Инновации в образовании».

По результатам первого этапа реализации инновационного проекта следует отметить некоторые достоинства систематического использования электронных образовательных ресурсов:

  1. Повышение уровня мотивации у детей дошкольного возраста.
  2. Увеличение темпа работы на занятиях, и как следствие, скорости восприятия учебного материала.
  3. Создание условий для интерактивных форм работы на уроке, активное включение обучающихся в деятельность.
  4. Возможность систематизации использования мультимедийных средств: аудио, видео, анимационных объектов.
  5. Создание условий для самостоятельных и групповых форм работы.
  6. Формирование эффективности внимания и памяти;
  7. Создание условий для развития самостоятельности,  целеустремлённости и сосредоточенности;
  8. Развитие воображения и творческие способностей;
  9. Формирование алгоритмического мышления.

 

На завершающем этапе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

 1.Разработка системы внедрения и интегрирования информационных технологий

в процессы воспитания и обучения;

2. Создание банка компьютерных обучающих программ, электронных дидактических и методических материалов для обеспечения образовательного процесса;

3.Внедрение личностно-ориентированных форм сетевого дистанционного взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) организации, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов;

4.Знакомство с педагогическим потенциалом сетевых сервисов социального сектора сети Интернет, использование сервисов Веб 2.0 для создания образовательных ресурсов: нелинейных презентаций, кроссвордов, интерактивных заданий, освоение облачных технологий;

4. Трансляция инновационного опыта через сайт МБДОУ, систему мастер-

классов, семинаров, конференций, публикации и другие формы.

Принимали участие:

  • в XVIIЮжно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании»;
  • во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;
  • транслирование опыта на круглом столе «Дистанционные возможности современного образования» в рамках практической конференции «Безопасный интернет 2017»;
  • в форуме «Педагоги России: Инновации в образовании»;
  • IIместо за участие в сетевом эко-проекте «Экодозор. В гостях у ёжика Игнатки»;
  • в семинаре «Эффективное использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования».
  • IIIместо за участие в сетевом патриотическом проекте «Нам этот мир завещано беречь! »
  • Создан сайт для размещения педагогами разнообразных методических материалов (инструкции, конспекты НОД, презентации, дидактические игры и т.д.). Через такой сайт специалисты и воспитатели могут обмениваться опытом и повышать свой квалификационный уровень.

Процесс внедрения неоднозначен. Мы сталкиваемся рядом проблем и затруднений материального обеспечения, а главное кадрового характера. Но интерес педагогов в освоении ИКТ очевиден и мы занимаемся самообразованием, проходим обучение на специализированных курсах и продолжаем двигаться вперёд.

Подводя итог уже проделанной работе можно сказать, что применение ИКТ в ДОУ позволяет нашим педагогам более качественно и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Получая новые возможности для внедрения в педагогическую практику актуальных методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, воспитатели остаются интересными и авторитетными для своих воспитанников и их родителей.

Систематическое использование многообразия электронных образовательных ресурсов, программных средств, с возможностью как локального, так и сетевого доступа расширяют спектр возможностей и методик работы с для реализации образовательных программ в рамках реализации ФГОС ДО.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование
Презентация доклада  Загрузить


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.