Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Современные образовательные ресурсы в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста. Авторы: Мамыкина Людмила Юрьевна, заведующая МБДОУ Д/С «Калинка» г. Волгодонск, Момотова Анна Владимировна, доцент кафедры дошкольного образования Г

Автор: Мамыкина Людмила Юрьевна, почетный работник общего образования РФ
Современные образовательные ресурсы в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизации образовательных организаций и оптимизации методов обучения детей для достижения нового качества образования. Компьютерные технологии должны быть не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.
В статье рассматривается вариант использования современных образовательных ресурсов в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизации образовательных организаций и оптимизации методов обучения детей для достижения нового качества образования. Компьютерные технологии должны быть не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Для современного педагога электронные образовательные ресурсы (ЭОР) становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом его профессиональной деятельности. Это мощный фактор обогащения интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка, современный способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка [1].

Электронный образовательные ресурсы – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, представленных в цифровой форме (интернет- ресурсы онлайн, работающие только в режиме подключения к сети Интернет; интернет ресурсы оффлайн (их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета); ресурсы для «электронных досок» и т.п.). Ресурс (образовательный) – запас, источник, средство, возможность для осуществления образовательного процесса.

Существуют различные классификации информационных образовательных ресурсов (ИОР),

по виду источника:

- картографические объекты на печатной основе;

- цифровые образовательные ресурсы;

- печатные издания;

- интернет- ресурсы;

по направленности воздействия:

 - «рефлексивные»;

 - «когнитивные»; 

- «аффективно-эстетические».

В условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) используются все вышеперечисленные.

Применение ЭОР в образовательной организации предполагает наличие нескольких блоков условий, которые и созданы в ДОУ:

- материально-технические: образовательное учреждение оснащено интерактивной доской SMARTBOARD; ноутбуками, стационарными компьютерами, принтерами, девайсами, музыкальными центрами, телевизорами.

-научно-методические: разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность ДОУ в вопросах информатизации; создана творческая группа по оснащению педагогов методическими рекомендациями, пособиями по использованию ИКТ в работе с детьми;

нформационные: ДОУ подключено к сети Интернет, созданы сайты: дошкольного учреждения; персональные сайты педагогов ДОУ;

-кадровые: обеспечено повышение ИКТ-компетентностей педагогов на основе использования разных форм: курсы повышения квалификации по проблеме «Технологии проектирования и эффективного использования в учебном процессе ЦОР и ЭОР нового поколения»; семинары-практикумы, наставничество, тьюторство, мастер-классы.

В результате повышения ИКТ-компетентности педагогов в образовательной деятельности широко используются мультимедийные технологии.

 

 

 

В профессиональной деятельности педагоги используют ЭОР:

- в целях обозначения темы;

-сопровождения объяснения;

-мониторинга индивидуальных способностей детей.

Их использование помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать занятия более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес и мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики дошкольников. Они способствуют развитию координации движений глаз и руки, формированию произвольного внимания, его устойчивости и распределению.

Коллективом ДОУ, под руководством старшего воспитателя создан банк электронных пособий икомпьютерных игр:

-по речевому развитию:

  • для развития общих речевых навыков, связной речи (а также, онлайн-игры из сети интернет),
  • речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков («Веселые игры для развития речи и слуха», «Домашний логопед», «Игры для Тигры», «Трудные звуки», «Учимся говорить правильно»)
  • развития фонематического слуха и обучения грамоте («Скоро в школу. «Изучаем буквы», «Учимся читать», «Самолетики», «Читаем с Лунтиком»).  картинки, веселые стихи, увлекательные приключения с любимыми героями помогают детям быстро выучить буквы, научиться читать и превращают занятия в веселую игру.  

- по познавательному развитию: «История создания жилища», «Прошлое автомобиля», «Создание куклы», «Появление письменности», «В какой одежде ходили прежде» «Природные явления» и др.

- по «Основам православной культуры»: разработаны занятия: «Сергий Радонежский»; «Рождество»; «Пасха»; «Семья святых Петра и Февронии», посвященное семье и семейным ценностям; видео занятие «Колокола».

            ЭОР помогают детям дошкольного возраста более глубоко, ярко и интересно рассказать о прошлом и настоящем.

             К примеру, видеоролики дают возможность детям более детально увидеть развитие живых процессов у насекомых, растений (жизнь насекомых, рыб, растений).  Они способствуют активизации восприятия материала, достижению наибольшей наглядности и привлекательности.

             Виртуальные экскурсии позволяют дошкольникам оказаться в новом пространстве - природном или художественно-эстетическом: джунглях, океане, экзотических островах, известных музеях, «виртуально» подойти к объекту и получить информацию.  Это помогает педагогам эффективнее решать задачи интеллектуально-познавательного развития воспитанников.

 Интерактивная доска улучшает качество обучения, повышает мотивацию детей к получению новых знаний в образовательном процессе ДОУ. Нами используются следующие этапы работы с интерактивной доской:

- работа в паре,

- выполнение действий цепочкой друг за другом;

- групповая работа. Такие приемы работы с детьми формируют у них нравственно-волевые качества, взаимопомощь, навыки сотрудничества. При выполнении различных задач у детей формируются навыки общения. Во взаимодействии друг с другом они устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы из полученной информации и совместно решают поставленную задачу. [3]

В ДОУ активно используются девайсы (УМК «Предшкола нового поколения») на занятиях по:

  • развитию речи, грамоте (дети знакомятся с буквами обводя их по контуру, при этом развивается рука);
  • развитию элементарных математических представлений (знакомство с цифрами, ориентировка на экране).

         Для обеспечения содержательного сопровождения процесса интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ создано методическое оснащение:

- подобраны материалыпо моделированию занятия из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации;

- разработаны варианты эффективного поиска информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- создан алгоритм подготовки творческих заданий для воспитанников разных возрастов;

- перечень способов обмена результатами деятельности с коллегами через Интернет и переносимую внешнюю память.

В методическом кабинете имеется подборка сайтов:

Эффективно используется одна из форм методического оснащения – видео занятия; видео мастер-классы и т.д.  Многие мероприятия, проводимые в образовательном учреждении, снимаются на видеокамеру. На основе отснятого материала разрабатывается обучающий материал и обобщается передовой педагогический опыт:

- «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе»;

- «Мнемотехника по развитию образной речи»;

- «Дидактические игры по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Результат интеллектуально-познавательно-развития детей в условиях ДОУ зависит от тесного взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания с презентациями и видеозаписями занятий, праздников; семинары-практикумы; круглые столы. В каждой возрастной группе создана электронная почта, имеется страничка на сайте ДОУ, личный сайт воспитателей.  Родители получают информацию и в форме информационных листов, памяток, буклетов, имеют возможность обратной связи.

Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов позволяет педагогам сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным, тем самым эффективнее обеспечивая их интеллектуально-познавательное развитие.

Список использованных источников
  1. Лежнина М.В.- «Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста»
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы / [Электронный ресурс]. http://www.stgau.ru/cuko/docs/koncepcija1620
  3. Панфилец А.А. «Использование интерактивных технологий в рамках современного образовательного процесса в ДОУ» https://nsportal.ru
  4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Творческий центр, «Сфера», 2014 г.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/10/12/ispolzovanie-tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov-v-dou
  6. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/20/elektronnye-resursy-doshkolnogo-obrazovaniya
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Современные образовательные ресурсы в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста. Для современного педагога электронные образовательные ресурсы (ЭОР) становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом его профессиональной деятельности. Это мощный фактор обогащения интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка, современный способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.