Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Формирование информационно-коммуникативных компетенций у участников образовательных отношений с целью повышения качества педагогического процесса.

Авторы: Смирнова Елена Викторовна 1, Почетная Грамота МО РФ, Момотова Анна Владимировна 2, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
1 муниципальное бюжетное дошкольное обазовательное учреждение декий сад "Кокольчик" г.Волгодонска, 2 ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
В статье рассматривается вариант создания системы формирования информационно-коммуникативных компетенций у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации.
Актуальность информатизации образовательных организаций продиктована требованиями государственной политики «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам…» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273, ст. 29).В приказе Минтруда России от 18 октября 2013г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» отмечено, что одним из трудовых действий является «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями и формирование необходимых умений «владеть ИКТ-компетентностями: обще-пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».

Информатизация дошкольной образовательной организации (далее ДОО) необходима для более качественного проектирования всей деятельности: административной, финансово-хозяйственной, методической, образовательной. Она позволяет эффективно управлять ресурсами, обеспечивать коммуникацию и предполагает наличие электронных баз данных, архивов, электронного адреса, сайта ДОО и др.

Учитывая актуальность данной проблемы, нами была поставлена цель -  создание модели управления педагогическим процессом и организации образовательной деятельности ДОО на основе использования информационных образовательных технологий.

Задачи:

1. Спроектировать единую информационно-образовательную среду, обеспечивающую автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и эффективное использование информации, быстрый и полноценный информационный обмен.

2. Апробировать технологии мультимедийного и интерактивного сопровождения образовательного процесса и информационного сопровождения взаимодействия с воспитанниками.

3. Осуществлять использования информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников (лицами их заменяющими).

4. Разработать систему организации консультативно-методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

5. Повысить ИКТ-компетентности педагогов ДОО на основе использования вариативных форм обучения.

В основу разработки системы повышения компетентности педагогов заложена стратегия использования передовых педагогических практик образовательных организаций Российской Федерации.

Для создания единой информационно-образовательной среды ДОО нами был разработан и реализован алгоритм последовательных действий:

·           оснащение компьютерами всех блоков информационного пространства;

·           использование различных средств мотивациидля применения информационных систем каждым сотрудником ДОО в своем направлении деятельности;

·           обеспечение повышения квалификации сотрудников в области информационных технологий на основе использования различных форм обучения;

·           разделение всего объема информации по направлениям и исполнителям;

·           организациялокальной сети в ДОО;

·           обеспечение свободного доступа в сеть Интернет;

·           организацияобсуждения проблем и обмена опытом внутри образовательной организации.

Следующим этапом работы администрации было выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов и изучение умений педагогического коллектива использовать информационные образовательные ресурсы.

Анализ полученных данных позволил нам создать несколько групп педагогов внутри коллектива для отбора вариативных средств обучения.

Для работы с каждой из групп подбирались формы обучения с учетом уровня «компьютерной грамотности» педагогов. Обучающие семинары, семинары-практикумы, индивидуальное и групповое консультирование и, по возможности, специальные курсы повышения квалификации – стали основой для подготовки педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ – компетентности. Система работы с данной группойориентированана формирование базовой информационной компетентности педагогов. Далее, каждый участник группы самостоятельно осваивал способы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности был предложен иной образовательный маршрут, ориентированный на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, оказание помощи коллегам (мастер-классы, презентации, выступление на педагогическом совете, МО) во внедрении информационных технологий в образовательный процесс ДОО.

Административное управление было ориентировано на взаимодействие с каждой из групп. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами группы, их проблемами, интересами и затруднениями. Обучающие семинары и семинары-практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания или адаптации созданного коллегами готового продукта (презентации, слайд-шоу, видео и др.).

Для нас важным аспектом в системе формировании ИКТ-компетентности педагога было не только обучение умениюиспользовать ИКТ в ежедневной практике, овладению навыками отбора, адаптации образовательных ресурсов, но и глубокому анализу целесообразности использования технологий в работе с воспитанниками.

Таким образом была реализована система консультативно-методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. А дальнейшая деятельность администрации сфокусировалась на использовании информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников (лицами их заменяющими).

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО. Новостная (события, праздники, развлечения, конкурсы) и содержательно-образовательная (образовательная программа, расписания и режимы, методические материалы и разработки) страницы сайта ДОО дают семьям воспитанников системное представление об условиях организации жизнедеятельности воспитанников.

Кроме того, сайт детского сада является для родителей источником информации методического характера. С его страниц родители узнают о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, новые методические идеи, дидактические игры и пособия, результаты обучения дошкольников и их достижения. На сайте существуют формы обратной связи, которые помогают администрации получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОО и скорректировать (при необходимости) и организацию деятельности учреждения, и профессиональную деятельность педагогов.

Особо эффективной и максимально нами используемой формой в работе с родителямиявляется совместное созданиеобучающих, ознакомительных и социальных видеороликов в программе ВидеоредакторMovavi. Преимущество использования таких видеороликов в их способности дать более сильный эмоциональный эффект, а главное получить педагогам и родителям максимальную обратную связь от представителей социума.

Совместно с родителями мы создали фильм, посвященный году экологии (дети совместно с родителями во время отдыха на природе собирали мусор, сажали деревья во дворе своих домов, вели агитационную работу по охране окружающей среды среди взрослых и детей); видео ролики, посвященные изучению и выполнению правил дорожного движения (родители призывали использовать автокресло при перевозке детей в автомобиле; рассказывали о значимости фликеров в темное время суток). Сейчас идет работа по созданию фильма "Спортивная семья".

Использование в профессиональной деятельности педагогов такой формы взаимодействия с семьей позволяет сделать общение более эмоционально насыщенными, доверительным и содержательным. Родители и дети становятся активными участниками процесса и вносят в этот процесс необходимую дляребёнка особую положительную эмоциональную палитру.

На данном этапе формирования ИКТ-компетенций у участников образовательных отношений мы имеем следующие результаты:

-Создана единая информационная среда (ЕИС) включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов.

-Улучшена материально-техническая база информатизации образовательного процесса ДОО.

-Создана видеотека: мультфильмы, фильмы, ролики (в том числе и авторские) по разным направлениям развития воспитанников, функционирует сайт ДОО.

-Структурирована система повышения ИКТ-компетентности педагогов, направленная на:

а) овладение навыками создания графических и текстовых документов, программами PowerPoint и ВидеоредакторMovaviдля создания мультимедийных презентаций и видео (фильмов и роликов);

 б) применение электронных дидактических и программных средств;

в) овладение навыками поиска информации в Интернете, знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;

 г) создание педагогами личных профессиональных сайтов;

д) размещение методических разработок на профессиональных сайтах;

е) участие педагогов в профессиональных конкурсах, вибинарах, видео семинарах.

Как показывает практика, без новых информационно-коммуникативных технологий уже невозможно представить современное общество.Имеющийся отечественный и зарубежный опыт информатизации образовательной среды свидетельствует о зависимости процессов освоения педагогами технологийработы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернети качества образовательного процесса.

Список использованных источников
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.:Легион, 2013.
  2. Приказ Министерства труда России от 18 октября 2013г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.