Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Автор: Дудка Наталья Николаевна, почётный работник общего образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2 г. Сальска
В данной статье раскрываются возможности применения информационных ресурсов и компьютерных программ при обучении младших школьников основам шахматной игры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Автор: Дудка Наталья Николаевна (dudka66@rambler.ru), Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение гимназия № 2 г. Сальска (МБОУ гимназия №2 г. Сальска)

Аннотация

В данной статье раскрываются возможности применения информационных ресурсов и компьютерных программ при обучении младших школьников основам шахматной игры

Общеизвестно, что в современной школе большое внимание уделяется развитию шахматной грамотности обучающихся. Это вполне обоснованно, так как игровая шахматная деятельность самым благоприятным образом влияет на развитие отдельных сторон интеллектуальной деятельности, на успешность в учебе, сосредоточенность внимания, логическую память, настойчивость, работоспособность. Не случайно дети, которые рано научились играть в шахматы, в старших классах показывают хорошие результаты по математике, информатике и другим точным наукам. Раннее обучение шахматам способствует развитию не только левого полушария мозга, отвечающего за умение мыслить логически, способность анализировать ситуацию и выбирать лучшее решение, но и правого, отвечающего за образное мышление, пространственное воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 от 25.06.2008 "О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования". Можно сказать, что именно с этого момента стал актуальным вопрос о введении «Шахматного всеобуча».  Конечно, наибольший эффект от этого нововведения был бы в том случае, если бы с шахматами знакомил детей высококвалифицированный шахматист с педагогическим образованием.  К сожалению, таких кадров, на высоком уровне знакомых как с шахматной игрой, так и с методикой преподавания в начальных классах, очень ограниченное количество. Поэтому автор курса «Шахматы-школе» И.Г.Сухин разработал его специально для учителей начальных классов и воспитателей детских садов даже прежде не знакомых с шахматами. Таким образом, работая в начальной школе и до недавнего времени незнакомая с данной игрой, я столкнулась с необходимостью преподавать в своем первом классе основы шахматной игры. Разумеется, в самом начале мною были пройдены курсы по соответствующей тематике. Но то, что хорошо звучит в теории, не всегда так же удачно осуществляется на практике. При подготовке к занятиям я столкнулась с рядом проблем:

  1. необходимо было так подать новый материал, чтобы он заинтересовал всех детей без исключения: и тех, кто уже имеет понятие о данной игре, и тех, кто знакомится с ней впервые;
  2. демонстрация нового материала должна быть доступна, понятна и иметь возможность рассмотрения различных вариантов решения поставленной задачи;
  3. при закреплении изученного материала необходим постоянный контроль соблюдения правил игры, выявление затруднений у обучающихся, иначе первоначально сформированное неправильное умение может закрепиться и  желаемый  результат не будет достигнут;
  4. лично мне не хватало игрового опыта.

Решать эти проблемы  мне помогают современные информационные технологии.

Огромное количество занимательного  материала по шахматам я смогла найти на сайте  http://fenix64.com. Это мультфильмы, сказки, загадки на шахматную тематику. Кроме этого, здесь бесплатно можно скачать шахматные программы, презентации,   дидактический и методический материал.

Приобрести игровой опыт мне помогает возможность онлайн-игры на сайте https://www.chess.com/ru/learn-how-to-play-chess.  Кроме этого, я использую программу  LucasChess. Данная программа  дает возможность найти лучший вариант хода, поскольку предусмотрено короткое объяснение всех моментов.

Сайт www.chess555narod.ru предоставляет возможность посредством ссылок ознакомиться с огромным количеством презентаций как  методической, так и дидактической направленности, ознакомиться и скачать в электронном виде учебные пособия и рабочие тетради разных авторов; литературные произведения (сказки, рассказы) на тему шахмат.

Для  рассмотрения различных вариантов решения поставленной задачи я использую возможности интерактивной доски SMART Boards с использованием программы SMART Notebook11. В коллекции данной программы уже есть графические объекты в виде всех шахматных фигур и шахматной доски, что позволяет разыгрывать на большом экране различные комбинации, активно привлекая к осуществлению ходов обучающихся. А средство записи SMART помогает сохранить разыгрываемые партии для последующего анализа.

Особым «открытием» для меня стала программа «Динозавры учат шахматам». В ней в игровой форме даются начальные теоретические сведения о фигурах и их ходах. Есть   нестандартные практические задания по закреплению изучаемых действий. Дается возможность разыграть партию с выбранным соперником – динозавром. При этом программа блокирует невозможные ходы. В некоторых заданиях есть «подсказки» - высвечиваются поля возможного хода. Таким образом автоматически осуществляется контроль соблюдения правил игры.

Использование вышеперечисленных информационных источников и программ позволяет мне проводить занятия на достаточно высоком уровне. Как следствие, я наблюдаю растущий интерес к шахматам у обучающихся и могу говорить о собственном прогрессе в решении шахматных задач.

Литература

  1. Дворяткина Светлана Николаевна, д.п.н., профессор Лоскутов Святослав Игоревич, магистрант, мастер ФИДЕ Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В СИСТЕМУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ-sobdvor@yelets.lipetsk.ru, loskutov.svyatoslav@mail.ru

  1. Николаев М.Е. Шахматное образование в России. – http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru...icle/401-170709
Список использованных источников
  1. Дворяткина Светлана Николаевна, д.п.н., профессор Лоскутов Святослав Игоревич, магистрант, мастер ФИДЕ Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В СИСТЕМУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ -sobdvor@yelets.lipetsk.ru, loskutov.svyatoslav@mail.ru
  2. Николаев М.Е. Шахматное образование в России. – http://www.1sakhapresident.ru/index.php/ru...icle/401-170709
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Шахматный всеобуч, шахматные программы, информационные источники


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.