Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Использование средств ИКТ в работе с одаренными детьми, используя проектно-исследовательскую технологию.

Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, благодарственное письмо министра образования РО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
В тезисах рассматривается возможности использования ИКТ и сервисов Googleпри выполнении проектных работ одарёнными детьми.
В тезисах рассматривается возможности использования ИКТ и сервисов Google при выполнении проектных работ одарёнными детьми.

Использование средств ИКТ в работе с одаренными детьми, используя проектно-исследовательскую технологию.

Аннотация. В тезисах рассматривается возможности использования ИКТ и сервисов Googleпри  выполнении проектных работ одарёнными детьми.

 

Одаренные дети – это группа учащихся с нестандартным мышлением, с повышенной мотивацией к обучению. Как правило, такие учащиеся в старшей школе уже определились с выбором профиля дальнейшего обучения.

В нашей школе уже несколько лет ведется химико-биологический профиль. Я преподаю биологию, как на базовом, так и профильном уровне. Одаренные учащиеся, которые планируют связать свою профессию с этими естественнонаучными предметами, изучают их на более углубленном уровне, активно участвуют в проектно-исследовательских работах. Проектная деятельность – одна из технологий для развития и воспитания одаренных детей.

В проектно – исследовательской работе с одаренными детьми широко использую различные сервисы сети Интернет.

Уже на этапе планирования проекта учащиеся пользуются сервисами для планирования своей деятельности, один из которых - это  бесплатный сервис Google Keep. Это приложение используем для создания заметок, списка идей, планов реализации проекта.

Для работы над совместным проектом отлично подходят формы Google, Группы Google и Документы Google. При помощи Группы Google, учащиеся, члены команды проекта могут обмениваться друг с другом информацией, обсуждать  работу над проектом.

Я, как руководитель  проекта, создаю эти документы и открываю доступ всем участникам, что позволяет вносить правки и совместно редактировать документы и проектные материалы. Главное, чтобы ученики были зарегистрированы в Google, то есть имели свои аккаунты (учетную запись).

Поисковый этап.  На данном этапе проекта или исследования учащиеся осуществляют поиск информации, работают с литературными источниками и ресурсами глобальной сети Интернет. Их задача найти, сопоставить  и отобрать нужную информацию по теме своего исследования.

Карты Google. С помощью этого инструмента можно быстро найти интересующий вас участок карты, добавить на него разноцветные метки или выделить необходимые области. Метку можно  снабдить текстом с описанием объекта, фотографиями, видео.  Карта может отображаться в обычном или спутниковом виде.  

 При реализации исследовательского проекта, который стал призером Всероссийской Олимпиады  «Созвездие» в 2018 году «Проблема опасных бытовых отходов и пути ее решения на территории х. Верхнесоленый», учащийся, Улиханян К. используя Google-карту, отметил на ней количество несанкционированных свалок на исследованной территории. А  после проведенных социальных акций  «Наведем порядок на планете», отметил на карте исчезнувшие свалки. Распечатанные карты были добавлены в приложение к исследовательской работе.

Из Интернета учащийся узнал о сайте Гринпис   http://recyclemap.ru/index.php?id=4632  и по карте определил, где в Ростовской области и Веселовском районе есть пункты по приему опасных отходов и  стал волонтером карты  recyclemap. Он проверил информацию о работе пункта  в нашем хуторе и  оставил о нем отзыв на карте.

Очень часто в учебно-исследовательской работе применяется социологический опрос. Для проведения соцопроса широко используем Google-формы, которые можно разместить на сайте проекта, в моем личном блоге. Такие формы кроме этого помогают провести статистическую обработку ответов, что отображается в виде диаграмм по каждому заданному вопросу, а ответы респондентов – в автоматически созданной таблице Google.

Итогом любого проекта является его публичное представление, т.е. презентация. Уже начиная с 6 класса, учащиеся самостоятельно оформляют свои проектные работы в виде презентаций сначала в программе Microsoft PowerPoint, а затем в приложении «Google Презентации». Такая презентация-онлайн - аналог Microsoft Office Power Point, позволяет создать красочную презентацию с добавлением видео, фигур, таблиц и комментариев.

Как и все документы, созданные в Google, презентация может редактироваться всеми участниками проекта независимо от их местонахождения.

Проведя исследование, учащиеся представляют полезную информацию по результатам своих экспериментов в форме  буклетов: «Определение изменения  содержания нитратов в овощах при хранении и кулинарной обработке» (Шахдинарян Н.), «Исследование проблемы йододефицита у учащихся Верхнесоленовской СОШ  и пути ее решения» (Шахдинарян В.), «Изучение динамики развития тревожности и эмоционального состояния у подростков МБОУ Верхнесоленовская СОШ в зависимости от длины светового дня» (Бухвал И.) и др. или в  виде бюллетеней с полезными советами «Как правильно бороться с повиликой» (Драч А.), «Правила по хранению и утилизации батареек» (Улиханян К.).

Эти и другие исследовательские работы, и проекты ежегодно представляем на различных конференциях (ДАНЮИ),   фестивалях (Фестиваль науки юга России) и конкурсах («Отечество», «Славен Дон», «Юных исследователей окружающей среды») где они становятся победителями и призерами.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  ИКТ, одаренные дети

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.