Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА «БИОМАТЕМАТИКА+»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Выбирая профиль, ученик не всегда чётко представляет себе сферу будущей профессии, и не всегда адекватно оценивает свои возможности. Предпрофильный курс «Биоматематика+» имеет прикладную направленность, у ребенка формируется возможность самоопределения, например, в профессии биоинженера. На занятиях курса создаются условия для формирования таких специалистов, а также навыков использования облачных технологий.

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА «БИОМАТЕМАТИКА+»

Куц Наталья Ивановна (natalyakuts@yandex.ru)

Насирова Наталья Анатольевна (nasirova.natalya73@mail.ru)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов), г. Батайск

Аннотация

Выбирая профиль, ученик не всегда чётко представляет себе сферу будущей профессии, и не всегда адекватно оценивает свои возможности. Предпрофильный курс «Биоматематика+» имеет прикладную направленность, у ребенка формируется возможность самоопределения, например, в профессии биоинженера. На занятиях курса создаются условия для формирования таких специалистов, а также навыков использования облачных технологий.

Современный школьник на предметных уроках получает обширные знания по самым разным научным направлениям, приобретает разнообразные умения и навыки. Однако далеко не всегда результатом обучения является формирование целостной картины окружающего мира. Чтобы достичь этой цели, необходима интеграция знаний.

Как это может осуществляться при преподавании биологии? В школе курс биологии построен таким образом, что, начиная с самых первых уроков, приходится прибегать к математическим понятиям. Биология широко использует математический аппарат при проведении тех или иных исследований. Например, ежегодно ученики нашей школы пишут исследовательские работы по биологической и экологической проблематике.

Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции.

Нами разработан метапредметный предпрофильный курс «Биоматематика+». Курс занятий рассчитан на 34 часа для учащихся 8-9 классов. На этой ступени образования уже имеется определённый запас знаний по биологии и математике.

Кроме того, данный курс поможет обучающимся в выборе профиля при обучении в 10-11 классах.

Задачи курса: дать дополнительную, не предусмотренные программой, информацию по математике и биологии в доступной и наглядной форме; показать тесную взаимосвязь этих знаний; научить применять полученную информацию и знания в практической деятельности при изучении математики и биологии; разъяснить на конкретных примерах использование математических методов при изучении других предметов и в окружающей жизни; акцентировать внимание на метапредметность полученных знаний.

Разработано учебно-тематическое планирование курса, рассчитанное на 34 часа. Весь курс разбит на пары занятий, одно из которых – посвящено математическим дисциплинам, другое – вопросам биологии.

Рассмотрим содержание курса.

Занятие 1-2. Что такое алгоритм? Свойства алгоритма. Примеры алгоритмов. Типы задач по генетике и алгоритм решения: моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание и полигибридное скрещивание, неполное доминирование.

Занятие 3-4.Что такое граф? Ориентированный, пустой граф. Дерево. Способы задания. Примеры. Элементы теории графов. Теория графов в математике. Подсчет вариантов с помощью графов. Применение теории графов в различных науках. Графы в биологии: группы крови, кодомирование.

Занятие 5-8. Основные понятия логики.  Алгебра логики: логические операции, построение таблиц истинности, логических схем.  Законы алгебры логики. Решение логических задач. Решение задач с использованием таблиц, с использованием алгебры логики. Логика в биологии.

Занятие 9-12. Что такое «Золотое сечение»? Золотое сечение в математике. Ряд Фибоначчи и золотое сечение. Спираль Фибоначчи. Золотое сечение в природе, человеке, искусстве. Пропорции золотого сечения в человеке. Золотое сечение в природе и её явлениях. Занятия-практикумы по теме «Золотое сечение».

Занятие 13-14. Симметрия в геометрии: осевая и центральная. Симметрия в биологии: билатеральная и радиальная, преимущество в биологии.

Занятие 15-16. Правильные многоугольники: определение, примеры, свойства правильных многоугольников. Решение задач по математике на применение свойств правильных многоугольников. Правильные многоугольники в окружающей жизни. Правильные многоугольники в биологии.

Занятие 17-20. Что такое модель? Классификация моделей. Примеры моделей. Модели решения задач. Модели в биологии. Основы метода моделирования. Моделирование в математике и информатике. Моделирование в биологии: решение задач по молекулярной биологии.

Занятие 21. Что такое прогрессия. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Прогрессии в математике и биологии.

Занятие 22. Что изучает теория вероятности? Основные понятия. Теория вероятности в математике и биологии.

Занятие 23-26.Графики в математике: теория, простейшие задачи. Раскрытие прикладного характера функциональных зависимостей, развитие умений и навыков видеть изученные ранее закономерности в окружающем мире. Функциональные зависимости в природе, биологии, астрономии, технике. Исследование графиков известных пословиц и поговорок, Анализ графических изображений горы Фудзиямы в гравюрах известного японского художника Хокусико Хокусая. Построение своих изображений с помощью графиков известных функций. Графические зависимости в биологии. Практикум по решению задач с применением графиков по биологии.

Занятие 27-28. Какие они, биоритмы? «Совы» и «жаворонки». У желудка свои биоритмы. Эндогенный год. Возможен ли многолетний прогноз? Перспектива жизни без лекарств.

Занятие 29-30. Предмет статистики. Методы статистики. Сводка и группировка. Методы анализа обобщающих показателей. Статистические величины. Обработка данных. Основные понятия статистики. Ранжирование. Построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции. Биологическая статистика.

Занятие 31-32. Проектная деятельность с применением технологии Web2.0. Занятия – практикумы. Подготовка к итоговому занятию.

Занятие 33-34. Итоговое занятие (2 часа) «Калейдоскоп знаний». Использование технологии Web2.0.

Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю по 2 часа. Курс предусматривает использование различных форм работы: теоретические семинары, семинары-практикумы, практические занятия, лабораторные работы, широко применяется метод проектов. В связи с недостатком готового методического и дидактического материала не заменимы на занятиях технологии Web2.0. Заметим, что 31 и 32 занятия-практикумы для подготовки к итоговому занятию, 33-34 - итоговые – «Калейдоскоп знаний» с применением облачных технологий.

Итоговому занятию предшествует подготовительный этап: Занятия 31 и 32 посвящены знакомству с технологией Web2.0. На этих занятиях обучающиеся приобретают навыки создания Google-презентации, Google-документа, мультимедийных интерактивных приложений в LearningApps.org. Это занятия-практикумы.

Перед обучающимися ставятся цели:

1.Выбрать тему своего будущего мини-проекта (используя материал курса, который понравился больше всего) или предложить расширить полученные знания по выбранной теме.

2.Способ подачи выбранной темы с использованием технологии Web2.0.

Использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей: повышение мотивации к самообучению; формирование новых компетенций; реализация креативного потенциала; повышение личностной самооценки; развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

Первый час итогового занятия подбирают материал и работают над своими проектами. Ребятам предлагается объединяться в группы по интересам. Работа учащихся в проектной деятельности, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций: использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы с использованием технологии Web2.0.); самообучение и самоорганизация; работа в команде, навык публичных выступлений.

Второй час итогового занятия – это представление мини-проектов. Результатом деятельности обучающихся стали следующие продукты: пазл по теме «Симметрия»; публикация на DocMe«Задачи по молекулярной биологии» к занятию «Моделирование в биологии»; Google-документ «Красота в математике. Графики функций»; Google-презентация по теме «Графы»; мультимедийное интерактивное приложение в LearningApps.orgпо теме «Симметрия в биологии»; кроссворд по теме «Биоритмы».

Использование сервисов Googleпредполагает работу в команде и индивидуальный маршрут (работать над документами могут одновременно несколько человек и в удобное для каждого время).

Предпрофильный курс «Биоматематика+» формирует у ребёнка целостную картину мира, происходит интеграция математических, биологических знаний, а также навыков применения информационных технологий. Облачные технологии повышают мотивацию обучающихся.

Список использованных источников
  1. Глейзер Г.Д. Геометрия. – 12-ое изд.- М.,«Просвещение» ,1992.
  2. Меншуткин В.В. Искусство моделирования (экология, физиология, эволюция) – Петрозаводск – Санкт – Петербург. 2010, 416 с Д.Б.
  3. Мир математики: в 40 т. Т 1: Фернандо Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты/Пер. с англ.-М.: Де Агостини, 2014. – 160с
  4. Ризниченко Г.Ю. Лекции по математическим моделям в биологии. — 2-е изд. испр. и доп. — М.– Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010. — 560 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Облачные технологии, предпрофильный курс, "Биоматематика"


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.