Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Использование современных информационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время, как средство повышения исследовательской активности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Федосеевская Средняя Общеобразовательная Школа
Современный урок, является неотъемлемой частью динамичной, быстро развивающейся реальности. Сегодняшний ученик это достаточно «продвинутый» человек, владеющий многими современными гаджетами и имеющий много возможностей в плане получения информации. На уроке, я, как учитель должна не просто традиционными способами транслировать учебный материал, но заинтересовать, увлечь, создать ситуацию учебног
Автор: Серова Наталья Юрьевна (serova2016n@yandex.ru) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Федосеевская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Федосеевская СОШ) село Федосеевка Заветинского района Ростовской области Анотация Современный урок, является неотъемлемой частью динамичной, быстро развивающейся реальности. Сегодняшний ученик это достаточно «продвинутый» человек, владеющий многими современными гаджетами и имеющий много возможностей в плане получения информации. На уроке, я, как учитель должна не просто традиционными способами транслировать учебный материал, но заинтересовать, увлечь, создать ситуацию учебного поиска и познания.

В своей педагогической деятельности я использую и активно комбинирую современные технологии, в том числе и информационные.Уроки естественно - научного цикла, особенно уроки биологии, как никакие другие дают возможность использования информационных технологий на различных этапах урока и во внеурочное время.

Обеспечивая тем самым:

- реальную экономию времени в пределах одного урока;

- обучение интересное для учащихся, позволяющее усваивать большее количество информации;

- оптимизация поиска информации во время проведения урока и подготовки к нему;

- развитие познавательнойактивности и мышления обучающихся;

- получение навыков поиска и работы с информацией.

В своей педагогической деятельности я активно использую мультимедийные презентации, виртуальную лабораторию, а так же систему "SensorLab", которая даёт возможность проводить наглядные опыты, эксперименты и исследования на уроках биологии и во внеурочное время. Применяя данное оборудование, возможно не только провести опыт, но и собрать и обработать информацию, построить графики и выполнить практический анализ полученных данных.

Приведу несколько примеров использования данного оборудования на различных этаках изучения курса "Биология". Например, изучая тему "Клетка" в 5 классе, использую не только школьные световые микроскопы, но и цифровой микроскоп с выведением изображения на боьшой экран, активизируя тем самым познавательную активность школьников, пробуждая в них интерес к изучению строения живых организмов.

В 6 классе, изучая тему "Строение цветковых растений", учащиеся с интересом изучают строение органов растения: корень, стебель, лист, цветок, рассматривая вышеперечисленноые органы в цифровой микроскоп, они делают для себя удивительные открытия. Визуализация подобного рода увеличивает качество усвоения учебного материала.

В 9 классе в ходе изучения курса "Человек", применяю датчики сбора информации, такие как: датчик ЭКГ, с помощью которого учащиеся производят исследования биоэлектрической активности сердца человека. С его помощью возможно проведение анализа работы сердца. Так же он может использоваться для оценки частоты сердечных сокращений. Датчик изменения жизненной ёмкости лёгких используем на уроках при проведении лабораторных и демонстрационных работ по определению дыхательного объёма, объёма форсированного выдоха лёгких.

Не только во время учебных занятий можно активизировать познавательный интерес учащихся к естественным наукам.В рамках реализации ФГОС, исследовательская деятельность является площадкой для реализации исследовательского потенциала бучающихся на различных этапах обучения.Так, например, во время проведения исследовательской работы на тему "Содержание кислорода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и его влияние на активность мозга учащихся" использовался датчик кислорода,предназначенный для измерения содержания газообразного кислрода в естественно - научных  экспериментах.

Кроме использования ИКТ - технологий для проведения опытов и экспериментов, оправданным является их применение для организации и проведения контроля знаний учащихся. не обходится современный урок и без мультимедийных презентаций, которые являются отличным подспорьем в работе учителя.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости не только дальнейшего использования ИКТ - технологий в ходе преподавания биологии в школе, но и о расширении потенциала их возможностей.

 
 
 
Список использованных источников
  1. Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 677-679. — URL https://moluch.ru/archive/86/16204/ (дата обращения: 11.10.2018).
  2. http://www.group-class.ru/catalog/digital-laboratory/sensorlab/equipment/
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  ИКТ - технологии, исследование, опыт, урок

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.