Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕД В МАТЕМАТИКЕ.

МГУ имени М.В. Ломоносова факультет ВМК МГУ
В докладе рассматриваются тенденции развития манипулятивных сред в динамической графике ("виртуальной лаборатории") для школьного курса математики. Это "Кабри", "Живая Математика", "ГеоГебра", "Математический конструктор 1С" и т.п.

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕД В МАТЕМАТИКЕ

А.В.Пантуев (СУНЦ МГУ, Москва)

В докладе обсуждаются современные тенденции развития учебных математических компьютерных сред (УМКС).Рассматриваются только манипулятивные среды в динамической графике ("виртуальная лаборатория") для школьного курса математики. Это "Кабри", "Живая Математика", "ГеоГебра", "Математический конструктор 1С" и т.п.

 

В последние несколько лет наблюдается заметное расширение аудитории, заинтересованной в использовании УМКС типа “виртуальная лаборатория”.  Нельзя сказать, при этом, что наблюдается рост интереса к таким УМКС.  Педагоги и методисты, ясно понимавшие их возможности и перспективы, давно и определенно высказали свои прогнозы, и достаточно ясно их обосновали. Около 1994 года начата интенсивная работа по локализации и внедрению ряда таких сред в России.

Прошло 24 года, и еще года три назад могло показаться, что усилия эти были практически напрасны. Многие тысячи учителей по всей России прошли курсы повышения квалификации по этим средам, были внедрены или локализованы целый ряд учебно-методических программных комплексов, а результаты оставались единичыми – все эти тысячи через полгода-год оставляли попытки использовать полученные знания и опыт в учебном процессе.

В предыдущих докладах (см. тезисы в [1],[2]) мы детально разобрали особенности этих УМКС, рассматривая каждую как единое целое. Соответственно, обучение учителей было направлено традиционным для отечественной педагогики образом – от фундаментальной основы к применениям. Иначе говоря, предполагалось, что учителя овладеют искусством визуального программирования в предметной УМКС, и будут способны создавать нужные модели или хотя бы корректировать попавшиеся. Надо признать, что такая постановка задачи была ошибкой.

Сейчас мы наблюдаем, что успешными с точки зрения широты применения стали по сути именно “наборы задач по теме”, которым обеспечена максимальная доступность – в идеале,  доступность из любого стандартного браузера, будь то ноутбук, планшет или даже смартфон.

Такими (или близкими) можно считать проекты “Евклидия”, “Пифагория”, “Математические этюды”, набор интерактивных заданий “Математика 5-11 1С” и тому подобные. Из более сложных можно указать новейшую систему подготовки учебных курсов (это уже уровень ВУЗа), максимально снабженных интерактивными структурами, в т.ч. иллюстрациями и упражнениями  – WOLFRAMALPHA CBM (COMPUTER BASED MATH), основанную на мощном пакете “MATHEMATICA”.  Отметим, что и создатели “Живой математики” сделали шаг по этому пути, подготовив версию GEOMETER's SKETCHPAD для планшета I-PAD.  Да  и формат «ГЕОГЕБРЫ» для этого пути оказывается пригоден: достаточно удобной группировки ее чертежей, экспортированных в HTML, с несложной текстовой структурой. Впрочем, удобных инструментов для этой работы так много, что нетрудно реализовать и сложную структуру.

 Заключение.
Стремительные изменения в технологиях мало влияют на традиционную педагогику, пока не накоплена “критическая масса” готовности к изменениям. С этой точки движение становится довольно быстрым, и не очень предсказуемым, что мы и начали наблюдать.

Список использованных источников
  1. Пантуев А. В. Принцип манипулятивной визуализации математических объектов в информатике. сб.тезисов ИТО-2012. М.2012. http://ito.su/main.php?pid=26&fid=8354
  2. 2. Пантуев А. В. О ВЫБОРЕ УЧЕБНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ. // IX ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» (11.2017) [Электронный ресурс] URL: http://edu.evnts.pw/materials/160/21810/
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  ДИНАМИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА, КАБРИ, ГЕОГЕБРА, 1С:МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.