Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ГКООУ Санаторная школа-интернат№28 г.Ростов-на-Дону, ЦДО
Главная задача современной системы образования в контексте ФГОС – создание условий для качественного обучения. Требования современного общества таковы, что в рамках каждой изучаемой дисциплины учитель должен ориентироваться на формирование у учащихся позитивной мотивации и формирование у учащихся ИТК компетентностей: желание оперативно осваивать и умело применять современные научные знания, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения, поскольку именно эти качества личности являются показателями успешности современного человека. В последнее время встает вопрос как использовать современные информационные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно, ведь они открывают новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания.
“…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А. Дистервег)

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Формирование учащихся ИКТ компетентности является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Выделяют основные задачи формирования ИТК компетентности:

создание условий для развития и самореализации учеников;

усвоение продуктивных знаний, умений;

развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

 Я работаю в ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», на базе которой в 2010 году был основан «Центр дистанционного образования детей-инвалидов». Дистанционное обучение детей-инвалидов проходит в режиме реального времени с помощью Интернет-технологий и современной компьютерной техники по основным образовательным программам и по программам дополнительных курсов в сетевой форме. В нашей школе особое внимание уделяется не только обеспечению школы компьютерами, электронными пособиями, подключением к сети Интернет, но и качеству образовательного процесса.

В своей работе основной задачей считаю формирование положительной мотивации и приобретение жизненно-важных компетенций в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации компетентностного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников с особыми возможностями здоровья на продуктивно-творческий уровень с применением ИКТ технологий.

Приобретение ИКТ компетентности дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени, а их формирование у учащихся с особыми возможностями здоровья крайне необходимо и актуально.

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят. В основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое.

Для реализации данного направления я использую проектные методы обучения, которые неразрывно связаны с формированием ИКТ компетентности. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед»

Программа В.В. Алеева позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники с ОВЗ учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Организуя работу над проектом учителю важно соблюсти несколько условий:

-тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

-проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников с ОВЗ на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

-необходимо вовлечь в работу всех обучающихся, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Метод проектов на уроках музыки может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, и позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Тематика может быть очень разнообразной: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики, рейтинг любимых музыкальных видеоклипов и другие. В проектной методике используется весьма плодотворная идея: обучающиеся широко используют ИКТ технологии: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, записи экрана, видеозаписи, работа с облачными технологиями. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал и пр. Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам с ОВЗ истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы необходимо дать возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Определившись с темой проекта, необходимо составить четкий план его выполнения.

В своей практике работы я действую по следующему алгоритму:

1.Подготовка к проекту.

Предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика класса, выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю обучающимся идею, обсуждаю ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Формирую задания для учащихся, где перед каждым стоит своя задача.

3. Выполнение проекта.

В процессе работы обсуждается собранная информация, предлагаются дополнительные познавательные источники, выбираются способы реализации проекта (рисунки, видео интервью, презентации, квесты и пр.). Задача учителя – уважительно относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Учащиеся могут объединяться в группы и выполнять общее задание, размещая и работая с материалом на облачном диске.

4. Презентация проекта.

Оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Умение представить и доказать свою точку зрения - один из важных навыков в современном мире.

5. Подведение итогов проектной работы.

Учащимся представляется возможность проанализировать работу сверстников, выбрать наиболее удачные, что-то полезное взять для себя «на заметку». Самоанализ может стать толчком для дальнейшего саморазвития учащегося.

Начинать проектную деятельность школьников необходимо с простого, чтобы создать комфортную атмосферу для каждого ученика, ведь проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

Проекты предполагают активизацию обучающихся с ОВЗ: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Примеры проектов, которые я использую в работе с учащимися с ОВЗ:

  1. «Мульти-пульти»

  2. «Времена года» П.Чайковского и А.Вивальди

  3. «Взаимодействие литературы и музыки»

  4. «Современные композиторы»

  5. «Песни военных лет»

  6. «Современный музыкальный фольклор»

  7. «Музыка и здоровье человека»

  8. «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе Моцарт»

  9. «Может ли быть современной классическая музыка?»

  10. «В чем сила музыки?»

  11. «О танце в живописи»

  12. «Пейзаж в литературе, музыке, живописи» и пр.

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. В проект вовлечены учащиеся с разными возможностями здоровья, что способствует высокому качеству знания по предмету всех учащихся. Я думаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны для учащихся с ОВЗ, способствуют формированию восприятия произведений искусства. Это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ, формирования положительной мотивации и приобретения жизненно-важных компетенций.

В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.

P { margin-bottom: 0.21cm; }
Список использованных источников
  1. 1. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  2. 2. Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС//Справочник заместителя директора школы № 2, 2012
  3. 3. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. М., 2008.
  4. 4. Павлова М.Б., Питт Дж. и др.Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М., 2003.
  5. 5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  6. 6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Вид представления доклада  Публикация


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.