Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО КВЕСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы: Вивдич Аксана Алексеевна 1, Нагрудный знак "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федераци", Цыбулина Вероника Викторовна 2
1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области "Донской педагогический колледж" филиал в г. Азове, 2 филиал ГБПОУ РО "ДПК" в г. Азове
Статья рассматривает организационные особенности применения технологии квестов на основе использования информационных ресурсов сети Интернет. Автор показывает, каким образом технология квеста стимулирует поиск и использование учениками учебной информации, исследовательскую деятельность обучаемых, основанную на взаимодействии с ресурсами сети Интернет. Недостаточная разработанность методологической базы по применению дистанционных технологий в организации внеурочной деятельности, а также малый опыт применения квест-технологий в этой сфере, но востребованность и интерес со стороны детского сообщества определяют актуальность обращения к данной тематике.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО КВЕСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вивдич Аксана Алексеевна, Цыбулина Вероника Викторовна(aksanavivdich2@mail.ru)

Филиал ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове

Аннотация

Статья рассматривает организационные особенности применения технологии квестов на основе использования  информационных ресурсов сети Интернет. Автор показывает,  каким образом  технология квеста стимулирует  поиск и использование учениками учебной информации, исследовательскую  деятельность обучаемых, основанную  на взаимодействии с ресурсами сети Интернет. Недостаточная разработанность методологической базы по применению дистанционных технологий в организации внеурочной деятельности, а также  малый опыт применения квест-технологий в этой сфере, но востребованность и интерес со стороны детского сообщества определяют актуальность обращения к данной тематике.

Литература

  1. Квест (значения) // Википедия [2015—2015] (дата обновления: 25.03.2015). - URL:http://ru.wikipedia.org/?oldid=69566952 (дата обращения: 25.05.2015)
  2. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5, http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.

Новые требования к результату  образования предполагают изменение образовательного пространства, в первую очередь его интеграцию в глобальную сеть. Активно внедряются открытые on-line курсы, дистанционные технологии, индивидуальные траектории обучения и пр. Практика показывает, что в условиях глобализации и информатизации образовательного пространства, приоритетную значимость приобретают технологии организации образовательного процесса, основанные на поиске, исследовании, приобретении и продуцировании междисциплинарного знания. Среди современных технологий, обладающих подобным потенциалом, мы, вслед за Г. Исаковой, Я.С. Быховским, А.П. Авраменко и Т. Марчем выделяем именно квесты [2].

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности или виртуально), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий[2].

Следует отметить, что серьезных комплексных исследований в отечественной литературе по проблемам внедрения квестов в образовательную практику практически нет, однако по отдельным видам квестов -(веб-квестам) -публикуются материалы тематических конференций (Санкт-Петербург, 2013), появляются первые исследования (Е.В. Толмачева, Москва, 2015).

Однако технологии веб-квеста и дистанционного квеста имеют существенные организационные отличия. Главной особенностью веб-квеста является использование одной площадки – одного веб-сайта, на котором находятся задания с элементами ролевой игры. Дистанционный квест, в свою очередь, не ограничивается единой площадкой и может использовать для распространения различные Интернет-ресурсы: платформы социальных сетей, других веб-сайтов, облачные технологии, различные видео и медиа-хостинги. Преимущества использования дистанционных форм квеста очевидны. Дистанционные формы открывают новые возможности, значительно расширяя информационное пространство и предоставляя возможность использования вариативных методов и средств организации игровой деятельности. Также огромным плюсом дистанционной формы является экономичность и расширение границ целевой аудитории (потенциальных участников). Не стоит забывать, что пространство on-line является уже неотъемлемой частью жизни современных подростков. Анализ использования дистанционного квеста в педагогической практике показывает единичные случаи применения.

Организуя дистанционный интеллектуальный квест «О театре и не только» среди участников Фестиваля искусств – 2018, проводимого на базе филиала ГБПОУ РО «Донского педагогического колледжа» в городе Азове, мы пытались ответить на следующие вопросы: в чем проявляется педагогическое воздействие квестов, в чем преимущества и ограничения данной технологии, как оценивают возможности квестов ученики и преподаватели.

Основной целью проведения дистанционного образовательного квеста «О театре и не только» являлась популяризация исторического и культурного мирового наследия в области театрального искусства.

Задачи квеста:

            привлечение внимания педагогического сообщества к ресурсам образовательных дистанционных квестов достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися;

            организация игрового и интеллектуального досуга для учащихся средних общеобразовательных, профессиональных заведений;

            формирование позитивного отношения к занятиям образовательной деятельностью.

Регистрация участников, получение и выполнение заданий, подведение итогов и награждение участников осуществлялось дистанционно, с использованием ресурсов Интернет, облачных технологии, социальных сетей Вконтакте и Инстаграм. В квесте могли принимать участие обучающиеся в средних общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Квест представлял собой соревнование, предусматривающее последовательное выполнение заданий по маршрутам: «Русская театральная литература», «Театральные истории», «Шедевры немецкого драматического театра», «Театр Великобритании». Специальных знаний, выходящих за пределы школьных курсов литературы, истории и иностранного языка (английский, немецкий), для прохождения квеста не требовалось. Содержание заданий было разработано преподавателями филиала «ДПК» г. Азова, практикующими на 1-2 курсах. Задания соответствовали программным требованиям средней общей школы по указанным образовательным областям. Выбор направления квеста осуществлялся участником по желанию. Правильно выполнив задание, участник получал доступ к ссылке на следующую точку маршрута квеста.

Анализ эффективности и качества дистанционного квеста осуществлялся следующим инструментарием:

1.         Анализ и обработка данных участников квеста;

2.         Экспертная оценка качества;

3.         Экспресс-опрос участников.

В квесте приняли участие 57 участников в возрасте от 14 до 21 года.

Наибольшее количество участников квеста набрало направление «Русская театральная литература» - 40 участников.  Мы связываем это с тем, что:

1.         Среди учащихся общеобразовательных учебных заведений заявки на сдачу ЕГЭ по литературе в текущем учебном году составили 23% от общего количества заявок на экзамены по выбору. Обучающиеся 1-2 курса учеб зав СПО проявили интерес к данному направлению, обусловленный профильностью учеб заведения (РКИ);

2.         Среди обучающихся на первых-вторых курсах высших учебных заведений русский язык и литература является одним из основных направлений социально-гуманитарной подготовки.

 Наблюдение за прохождением  участников по маршрутам квеста показали, что большинство участников, представляющих общеобразовательные школы,  остановились на 2 точке маршрута заданий. На наш взгляд это объясняется наличием у обучающихся установки к тестовым вариантам решения задач.

Мы можем предположить, что междисциплинарная направленность заданий, требующих наличия у участников УУД анализа, синтеза, прогнозирования оказалось выше их актуальных возможностей.

Обучающиеся средних специальных и высших учебных заведений принимавшие участие в квесте, показали хорошие результаты – 75% участвовавших прошли весь маршрут квеста в течении одного дня. Методом экспресс-опроса, целью которого являлось выявление отношения участников к дистанционным формам организации квеста и оценивание качества квеста «О театре и не только», мы определили, что участие в игровых дистанционных мероприятиях интересно  всем: и школьникам, и студентам. Данный ответ подтверждает востребованность в использовании дистанционных игровых форм со стороны детского сообщества и отражает актуальность работы.

В оценке качества квеста «О театре и не только» мнение участников разделилось. Представители ВПО и СПО оценили содержание и организацию квеста как «выше среднего». Мнение представителей 9 – 11 классов оказалось разнонаправленным: участники – победители оценили содержание и организацию квеста достаточно высоко, проигравшие – менее, чем удовлетворительно.

Экспертная оценка качества квеста, как информационного ресурса. была проведена по методике Мартыненко Ю.В.  Экспертную оценку дали преподаватели колледжа, используя заданные критерии. Анализ экспертных оценок дал показатель среднего значения оценки квеста – 71,2 балла, что говорит о достаточно высоком уровне качества ресурса.

Кроме того, эксперты отметили, что недостаточная разработанность методологической базы по теме «применения дистанционных технологий в организации внеурочной деятельности», малый опыт применения квест-технологий, серьезно затрудняют удовлетворение запросов детского сообщества и сообщества молодежи в этой образовательной сфере. По мнению преподавателей, влияние дистанционных форм организации квеста на развитие навыков по работе с информацией и информационными ресурсами является сильным мотиватором к их применению в образовательном процессе.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.