Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Использование библиотечных уроков в формировании компетентности обучающихся в применении ключевых слов для результативного поиска информации

Автор: Купин Анатолий Викторович, Магистр филологического образования
МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
В данной статье представлен опыт проведения библиотечного урока по теме "Поиск информации по ключевым словам".
В настоящее время информация выступает в качестве стратегического ресурса формирования современного общества. Человек должен не только уметь читать и писать, но и должен владеть навыками, определяемыми  информационной грамотностью. В современном российском образовании отчетливо обозначены приоритеты информатизации общества. В этой связи особую роль приобретают ИКТ-компетенции участников образовательного процесса. Использование современных ИКТ-компетенций является необходимостью, которая диктуется современными требованиями к развитию личности. 
 
Школьная библиотека является одним из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важным инструментом их внедрения [2, с. 4].
 
Информационные ресурсы становятся все более доступными, совершенствуются информационные системы, обеспечивающие доступ к этим ресурсам. При этом уровень компетентности в области информационного поиска у обучающихся остается низким.
 
В свое время на уроках информатики обучающиеся получат навыки формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Но школьник, имеющий смартфон или компьютер с доступом в Интернет, имеет и собственный опыт поиска информации в web. И в данной ситуации педагог-библиотекарь может содействовать ориентированию обучающихся в использовании различных способов информационно-поисковой деятельности. Он может содействовать формированию компетентности обучающихся в применении ключевых слов для результативного поиска, содействовать формированию культуры информационного  поиска по ключевым словам, содействовать  развитию  навыка формулировки ключевых слов.
 
21 февраля 2018 г. я провел в МБОУ Чертковская СОШ №2 открытый библиотечный урок в 5-м классе. Тема урока: «Поиск информации по ключевым словам».
 
Цели: 
Познавательные: соблюдение культуры информационного  поиска по ключевым словам. 
Личностные: развитие интеллектуального потенциала личности обучающегося, содействие  развитию  навыка формулировки ключевых слов.
Метапредметные: формирование компетентности обучающихся в применении ключевых слов для результативного поиска. 
Коммуникативные: учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками.
Задачи: 
- установление  связи с жизненным опытом ребенка;
- содействие  развитию  навыков самостоятельной работы; 
- обучение  работе по плану, алгоритму.
 
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: фронтальная.
Методы: наглядно-иллюстративный. 
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация к уроку,  раздаточный материал.
 
Организационный момент.
 
Актуализация. 
 
Деятельность учителя.
 
Педагог-библиотекарь напоминает обучающимся, как осуществляется поиск информации в Интернете.
«Для успешного достижения нашей цели ответим на вопросы:
Где вы будете искать информацию? Что придумал человек, чтобы ориентироваться в большом количестве информации?  
Возможно, вы уже знаете, как осуществлять поиск в Интернете. Но, кроме этого, вы должны знать, что является необходимым, чтобы этот поиск был успешным.
Чтобы быстро и качественно получать достоверную информацию в Интернете, человек создал поисковые системы. 
Поисковая система собирает информацию с сайтов и анализирует ее.
Поисковые роботы посещают сайты, просматривают их, запоминают адреса веб-страниц, их названия. Результаты, полученные поисковыми роботами, поисковая система объединяет в единую базу данных. Работая с этой базой сайтов, поисковая система может быстро указать, в каких документах встречаются те или иные слова».
 
Деятельность обучающихся.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы обучающихся: в Интернете, в библиотеке, в энциклопедии, в справочниках.
Предполагаемые ответы обучающихся: человек стал приводить в порядок нужную информацию, удалять ненужную информацию.
 
УУД.
Учебное сотрудничество с педагогом-библиотекарем и сверстниками (К).
Самоопределение (Л).
 
Формирование новых знаний.
Деятельность учителя.
 
«Что может влиять на результат поиска, который осуществляет пользователь с помощью поисковой системы?
На результаты поиска влияет  не только алгоритм  поисковой   системы, но и то, насколько эффективно пользователь подобрал в своем запросе ключевые слова. 
Это означает, что успешность результата поиска будет зависеть не только от работы поисковой системы, но и от знаний и умений пользователя, который ищет информацию с помощью поисковой системы.
Итак, чтобы успешно пользоваться поисковой системой, необходимо знать правила составления запроса для поиска.
Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, и получает в результате список ссылок на  веб-страницы, содержащие указанные слова.
Что такое «поиск информации по ключевым словам»? (Введение в поисковый запрос группы слов, по которым поисковая система будет осуществлять выдачу подходящих веб-страниц, опубликованных в Интернете).
Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список документов, предоставленных по запросу поисковой системой, может быть слишком большим (содержать десятки тысяч ссылок). 
Для того, чтобы уточнить свой запрос, следует в поле поиска ввести дополнительные ключевые слова».
 
Педагог-библиотекарь ставит задачу перед обучающимися: сформулировать тему урока.
Педагог-библиотекарь просит обучающихся записать тему урока.
 
«Ключевые слова - особо важные, общепонятные, емкие для отдельно взятой культуры слова.
Для чего используют ключевые слова?
-  для того, чтобы создать краткое представление о каком-либо понятии;
-  для того, чтобы задать запрос для поисковой системы и найти информацию о данном понятии.
До настоящего времени не разработана последовательная методика обнаружения ключевых слов  человеком. Экспериментально подтверждено, что эта операция выполняется людьми интуитивно.
В устной речи мы одно и то же слово можем применять в разных ситуациях. При создании  поискового запроса  надо  учитывать этот факт и использовать слова только в определенном  смысле.   
Надо не только точно подобрать ключевые слова, но и правильно соединить их между собой.
 
Этапы подбора ключевых слов:  
1. Составляем  список  ключевых слов или словосочетаний, используя словари, справочники и собственный опыт.
2. Выбираем  из составленного списка ключевых слов самые необходимые слова.
3. Получаем готовый список ключевых слов и устанавливаем  порядок использования ключевых слов  в ходе поиска.
 
Необходимо помнить, что поисковая система ведет поиск не по названию документов, а по их содержимому».
 
Деятельность обучающихся.
Обучающиеся  слушают  педагога – библиотекаря.
Обучающиеся  формулируют и записывают тему урока.
Обучающиеся записывают в тетрадь понятие «ключевые  слова»
Беседа с педагогом-библиотекарем.
 
УУД
Самоопределение (Л).
Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К).
Формирование компетентности обучающихся в применении ключевых слов для результативного поиска (М).
Подведение под понятие (П).
 
Самостоятельная деятельность обучающихся.
 
Деятельность учителя
Педагог-библиотекарь формулирует задание: подобрать как можно больше ключевых слов и  словосочетаний  на тему « Год волонтера в России». 
 
Работа в парах.
Итог работы: заполнить таблицу (указать в нем не менее 4-х ключевых слов на тему «Год волонтера в России»).
 
Мозговой штурм.
Подбор ключевых слов.
Педагог-библиотекарь побуждает обучающихся  высказывать свое мнение.
Деятельность обучающихся.
Предлагают ключевые слова к теме урока.  
 
Деятельность учителя.
1. Пишет на доске все предложенные ключевые слова. 
Выявляет и фиксирует  затруднения в индивидуальной деятельности каждого.
2. Объясняет, что существуют «шумовые слова», помогает корректировать перечень. (Здесь может осуществляться усечение списка ключевых слов).
3. Помогает установить признаки  в зависимости от подхода к поиску, помогает осуществить ранжирование и упорядочивание оставшихся ключевых слов.
 
Вывод: одним из главных затруднений в подборе ключевых слов для поискового запроса является  то, что мы не можем четко выразить свои мысли. Для того, чтобы преодолеть эту трудность,  необходимо увеличивать свой словарный запас, а для этого надо читать. 
 
Деятельность обучающихся.
Обучающиеся  записывают свои предположения.
Обучающиеся корректируют перечень ключевых слов по предложенному алгоритму.
 
УУД
Самоопределение (Л).
Ориентация  в своей системе знаний (М).
Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К).
Задание творческого характера (Л).
Классификация (П).
Коррекция (П).
 
Домашнее задание.
 
Деятельность учителя.
Педагог-библиотекарь  дает обучающимся  задание: найти в Интернете материал по Году по списку ключевых слов,  подготовленному  на уроке. 
 
Деятельность обучающихся.
Обучающиеся  слушают  педагога-библиотекаря.
 
УУД
Целеполагание (Р).
 
Итог урока.
 
Деятельность учителя.
Педагог-библиотекарь организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
 
Вопросы:
 
1. Что необходимо знать для правильного составления запросов?
2. На что мы обращаем  внимание при составле¬нии запросов?
3. Что вы нового узнали на уроке?
 
Деятельность обучающихся.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
«Чтобы успешно пользоваться поисковой системой, необходимо знать правила составления запроса для поиска. 
При составлении запросов обращаем внимание на подбор ключевых слов. 
Ключевые слова. Поиск информации по ключевым словам».
Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы.
 
УУД
Учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками (К).
Целеполагание (Р).
Контроль и оценка результатов деятельности (П).
Самооценка (Л).
 
Деятельность учителя.
Благодарит за работу на уроке.
Список использованных источников
  1. Ванюшкин А. С. Методы и алгоритмы извлечения ключевых слов // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-algoritmy-izvlecheniya-klyuchevyh-slov (дата обращения: 01. 02. 2018).
  2. Зверева О. В. Деятельность школьных библиотек в условиях реализации ФГОС // Организация деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС: сборник методических материалов / Сост.: Э. А. Морылева [и др.]; под общ. ред. Э. А. Морылевой. – Воронеж: МКУ ЦРО, 2015. – 40 с.
  3. Косачева Е. С. Метапредметный подход в современном образовании как реализация требований ФГОС // Сетевой научный журнал «НоваИнфо». URL: https://novainfo.ru/article/?nid=6950 (дата обращения: 02. 02. 2018).
  4. Метапредметные образовательные умения // Электронная газета «Вести образования». URL: https://eurekanext.livejournal.com/188095.html (дата обращения: 02. 02. 2018).
  5. Основы информационной культуры: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО Воронеж. ГАУ, Науч. б-ка ; [сост.: Е. Ю. Малаханова, Л. Л. Мешкова, Т. П. Семенова; ред. О. Ф. Зайцева]. – Воронеж, 2012. – 33 с.
  6. Халин С. М. Метапознание (Некоторые фундаментальные проблемы): Монография // Информационно-библиотечный центр ТюмГУ. URL: http://www.tmnlib.ru/jirbis/filupload/books/Halin_02.pdf (дата обращения: 02. 02. 2018).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  ключевые слова, поиск информации, ИКТ-компетенции

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.