Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Информационные технологии в школьной библиотеке.

Автор: Ковалик Ирина Викторовна, дипломы и благодарственное письмо Министра образования РО
Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия "Мариинская"
В статье рассматриваются вопросы внедрения ИКТ в практику работы школьной библиотеки на примере библиотеки гимназии "Мариинская" Таганрога. Сделаны акценты на направления, наиболее эффективного использования ИКТ. Дан анализ востребованности информатизации школьной библиотеки современным образовательным процессом.
Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения. Цель деятельности библиотеки - накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами, содействовать общему развитию учащихся, формированию и совершенствованию информационной компетентности участников образовательного пространства и профессиональному развитию педагогических кадров. В условиях цифрового мира, информатизации школы и общества для школьных библиотек внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной жизненно необходимо. Можно выделить три основных направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек: расширение информационного пространства библиотеки; автоматизация библиотечных процессов; использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря. Рассмотрим эти направления с точки зрения обычного школьного библиотекаря. Информационное наполнение образовательного пространства школы – это накопление и организация электронных ресурсов, не только формирование фондов мультимедиа материалов, которое зависит от поступлений, но и поиск, сбор, оценка, систематизация интернет-ресурсов для их использования в режимах on-line и локального доступа. Здесь большую роль играет сотрудничество с другими библиотеками, в первую очередь с библиотекой "Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования". Списки новых поступлений и «Читаем периодику» заполняют вакуум информации по педагогическим проблемам и позволяют получить текстовые материалы по любым образовательным проблемам. Проблему пополнения библиотечных фондов призван решить проект «ЛитРес: Школа», участником которого стала гимназия. Автоматизации библиотечных процессов - это внедрение АИБС и включение библиотекаря в процесс освоения компьютера. В результате библиотека должна создать собственные информационные продукты: электронные каталоги; картотеки; библиографические указатели литературы; списки новых поступлений и т.п. Для этого в школьных библиотеках области внедрена АИБС «Марк SQL – школьная библиотека». Сегодня, в связи с минимализацией закупки неучебной литературы и подписных изданий, реально работают в библиотеке электронные каталоги учебной литературы, создаются списки литературы для летнего чтения, закладки, буклеты, библиографические списки и другие пособия. Для примера можно привести рекомендательные списки «А.П. Чехов. Читаем. Изучаем. Исследуем», «А.И. Солженицын. К юбилею со дня рождения», «Здоровое питание», «Экология в мультфильмах», «Экология на эстраде» и др. В библиотеке созданы виртуальные путеводители «Большое путешествие по малым рекам Таганрога», «Улица Фрунзе глазами гимназистов Мариинской гимназии», «Таганрог Фаины Раневской», снабженный рекомендательным списком литературы и фильмографией. Примером серьезной библиографической работы может служить биобиблиографический указатель «Таганрог литературный». Ресурс «Таганрог литературный» посвящен прошедшему Году литературы. В указатель включены авторы, жившие или посещавшие Таганрог, начиная с 19 века по конец 20-го. Форма «биобиблиографический указатель» выбрана, чтобы соединить в одной работе биографические материалы, перечень произведений писателя и материалы о его жизни и творчестве. Ресурс создан в программе Power Point и может быть использован как для самостоятельной работы учащихся, так и на уроках. Школьные библиотеки занимаются педагогической деятельностью, содействуя воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы. Информационно-коммуникационные технологии находят применение во всех мероприятиях библиотеки, начиная с момента подготовки, до подведения итогов и оценки результатов. Так сам библиотекарь обращается к электронным библиотекам и базам данных в процессе отбора материала, разработки сценария, поиска новых форм работы. Неоценимую помощь получает библиотекарь в ходе рекламной компании и оформления мероприятий. Привлечь современного ребенка к чтению можно только активно воздействуя на его зрительное восприятие. Отсюда обилие пригласительных билетов, плакатов, закладок, объявлений, списков литературы, создаваемых для привлечения внимания к деятельности библиотекаря. Эти формы наглядной агитации сегодня изготавливаются на компьютере, что дает существенное разнообразие форм и простоту в их изготовлении. Наличие одного компьютера в библиотеке не дает возможности использовать большое количество сервисов, рассчитанных на групповую работу. Однако, библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности некоторые из них: компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и прочего, презентационные программы для создания портфолио, презентаций, киностудии, интерактивные карты и т. д. Наличие техники и владение ИКТ позволило библиотеке внедрить в работу такие виды массовых мероприятий как интеллектуальные игры «Своя игра», «Эрудит-лото», квест-проекты, виртуальные экскурсии и путешествия, телепрограммы. В данных формах работы видеоряд, презентация, фильм являются основой, вокруг которой строится мероприятие. Примером такого мероприятия может служить интерактивный проект для учащихся 4-6-х классов «Таганрог в истории России». Область применения разработки – начальная школа, форма – игра, посвящена истории и культуре нашего города. Игра состоит из двух раундов по четыре темы. В каждой теме пять вопросов разного уровня сложности. Каждый раунд играет шестерка игроков. Третий раунд – это блицтурнир из трех вопросов. В игре по одному представителю от каждой команды. Первый раунд – это история, топонимика, архитектура и памятники Таганрога. Второй – Чехов, литература, кино, искусство. Блиц – история гимназии. В перерывах между раундами проводится игра со зрителями «Лицо на портрете». Задача болельщиков узнать человека на портрете и сказать, какое отношение он имеет к Таганрогу, чем добавить очки в копилку команды. Основой игры стали книга А. Ренжигло «Мой Таганрог» и материалы сайта «Исторический Таганрог». Видеоряд, ставший основой проекта, создан в программе PowerPoint. Аналогично строится экологический марафон «Край родной, навек любимый» для учащихся 7-8 классов. Хорошо вписываются в библиотечные мероприятия интерактивные викторины для начальной школы, когда в виде вопроса используются кадры фильма, музыкальные фрагменты, произведения живописи. Таким примером служат викторина «Вопросы задает Колобок», построенная на сказках, мультфильмах, произведениях детской литературы, «Лицо на портрете», где каждый вопрос – картина известного художника. ИКТ позволяют активизировать и разнообразить занятия курса внеурочной деятельности педагога-библиотекаря «Книжный мир». В ходе занятий появляется возможность демонстрации фрагментов мультфильмов, кинофильмов, использования аудиа-записей книг и музыкальных произведений. Библиотекарь может показать и рассказать о книге, которой в библиотеке нет, указав пути доступа к произведению. Так библиотекарь расширяет читательский кругозор, привлекает ребенка к чтению и направляет на безопасные для него ресурсы. Для самого библиотекаря ИКТ стали окном в мир профессионального сообщества. Они дали возможность одиночке влиться в сообщество школьных библиотекарей в интернет-пространстве, поделиться своим опытом, принять участие в конкурсах и проектах в режиме удаленного доступа, найти новые формы работы и новых друзей и единомышленников. Следующим шагом будет создание собственных сайтов и блогов библиотеки и библиотекаря. Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества. Вопрос об эффективности использования технологий в образовательном процессе нельзя завершить, не сказав о наличии негативных последствий от переизбытка информации, повышенных рисках угроз в сети, сведении процесса учения к изучению обычной информации, создании неадекватного обучающего окружения, т.к. виртуальная реальность – это не настоящая жизнь. К преимуществам использования технологий в образовательном процессе относят: повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных достижений, активизацию учебного процесса, повышение мотивации школьников по сравнению с традиционным учебным окружением, возможность реализовать творческий потенциал школьников с учетом индивидуальных особенностей школьников, формирование коммуникативных навыков, культуры общения школьников, навыков совместной работы. Использование ИКТ меняет имидж библиотеки с хранилища книг и документов на бумажных носителях на современный, соответствующий реалиям образовательного процесса. В современной библиотеке книга и информация используются во всех формах их существования, не зависимо от носителя и формы доступа. Библиотека становится адекватной современному цифровому миру и запросам образовательного процесса.
Список использованных источников
  1. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании: разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. 2006. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt2.html
  2. Качева Е.В. Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок 2006/2007». http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211575
  3. Чудинова В.П. Дети и взрослые в киберпространстве [Электронный ресурс] // Школьная библиотека. 2006. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=455).
  4. Школьные библиотеки // Library.ry: справочно-информационный портал. Режим доступа: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=7#found
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Внедрение, технологии, система, возможности, качество


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.