Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов
В статье представлена авторская модель интеграции интернет ресурсов в образовательное пространство школы с целью повышения эффективности деятельности по вопросам профориентации учащихся в содержательном, результативном и организационном аспектах. Данная идея интеграции может быть рассмотрена как вариант сетевого взаимодействия или социально-педагогического партнерства.

ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Панфёров Дмитрий Львович (dmdonsckoy@yandex.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов), г. Батайск.

Аннотация

В статье представлена авторская модель интеграции интернет ресурсов в образовательное пространство школы с целью повышения эффективности деятельности по вопросам профориентации учащихсяв содержательном, результативном и организационном аспектах. Данная идея интеграции может быть рассмотрена как вариант сетевого взаимодействия или социально-педагогического партнерства.

Процесс воспитания и социализации личности обучающихся состоит из комплекса мероприятий, направленных на сопровождение их самостоятельного профессионального выбора.

Невозможно переоценить значимость деятельности образовательной организации по вопросам профориентации. При этом профориентация в школе направлена на активизацию внутренних, психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя, то есть речь идет о его подготовке к профессиональной деятельности в целом (к будущим смыслам профессиональной деятельности). Главное в этом процессе - развитие природных данных, способностей, реальных возможностей каждого конкретного обучающегося. Возникает вопрос: как, какими средствами можно решать поставленные задачи. Профессиональная ориентация в нашем образовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего работника, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Виртуальный кабинет профориентации, который в разных вариантах доступен на сайте нашей образовательной организации и на сервере школы. Это одна из форм инновационной организации профориентационной работы. На сайте школы он функционирует как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом. На сервере школы доступна расширенная версия. Этот информационный ресурс предназначен для учащихся, родителей, учителей и классных руководителей. Он помогает познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях.

В ходе проведения профориентационной работы наше учреждение тесным образом взаимодействует с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и подростков (центрами технического, художественного творчества, центрами профориентации молодежи и психологической поддержки населения, органами образования, предприятиями, средствами массовой информации, городским и региональным центром занятости, учреждениями высшего и среднего профессионального образования). Частично данное взаимодействие осуществляется дистанционно посредством интернет технологий. Взаимодействие образовательных организаций в сфере профориентации подразумевает под собой сотрудничество заинтересованных структур, которое объединяет и направляет их усилия на достижение одинаковых целей. Такое взаимодействие представляется нам более выгодным и эргономичным.

Беря во внимание вышеуказанное, можем считать актуальной проблему обоснования модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, как одну из самых перспективных и современных форм взаимодействия.

В рамках функционирующей модели профориентации в нашей школе реализуются следующие основные направления: профориентационное тестирование и анкетирование с целью определения профессиональных предпочтений, готовности к выбору той или иной профессии, изучение рынка труда, подготовка к выбору будущей профессии, и непосредственно будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим, как реализуются данные направления работы с использованием сетевого дистанционного взаимодействия с партнерами и общедоступных сетевых интернет ресурсов.

Как было указано выше, регулярно проводятся социологические опросы, анкетирование и тестирование. Чтобы облегчить получение результатов таких опросов, мы используем программы, позволяющие автоматизировать проведение расчетов и создание отчетов, основанных на результатах. Используем готовые программные продукты с различными психологическими тестами. Такими как: карта интересов (профориентация); тест Йовайши (профориентация); тест Шмишека (тест на определение уровня акцентуализации характера); тест темперамента Айзенка; тест профессионального предпочтения; тест на коммуникативные и организаторские способности и многие другие. On-line тестирование для школьников наши ученики проходят на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» в комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» (http://www.proforientator.ru). Преимущества такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому, что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.

На сегодняшний день абсолютное большинство образовательных учреждений имеют свои собственные странички в Интернет, на которых можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, профессиях и специальностях, дополнительных образовательных услугах и другое. Классному руководителю или педагогу-психологу достаточно обратить внимание обучающихся и их родителей на сайты образовательных организаций, привести пример их использования и можно сказать, что проблема подготовки к выбору будущей профессии решена.

Важным направлением является изучение наиболее востребованных профессий и непосредственно требования к ним. Здесь опять же на помощь приходят интернет ресурсы. Приведу перечень сайтов, которые используются в нашем образовательном учреждении.

 «Электронный музей профессий» - http://profvibor.ru/catalog/video/ - сайт, на котором содержится банк видеофильмов о профессиях, радиопередачи, видеоэкскурсии и профориентационные мультифильмы.

Современные технологии дополняют такие традиционные формы работы, как экскурсии на предприятия, встречи с работодателями, значительно расширяют возможности, снимая ограничения связанные, например, с местом проживания. Интернет – технологии позволяют провести виртуальную экскурсию на производство, посещение которого невозможно из-за особенностей технологического процесса или большой удалённости, стать участником on-line конференции с руководителем предприятия или успешным бизнесменом. Чаще всего мы используем видео экскурсии, доступные в Интернете (http://www.proekt-pro.ru/program/travel/production/, http://www.profvibor.ru). В перспективе - самостоятельно приготовить видеоматериалы, раскрывающие особенности условий труда разного вида производств наших партнеров. Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень, за счет совмещения познавательного процесса с полным погружением.

Не могу не упомянуть такой значимый проект, реализуемый совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, под названием «ПроеКТОриЯ». В течение двух лет учащиеся и педагоги МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска активно используют портал https://proektoria.online, участвуют в открытых уроках профнавигации в режиме интернет трансляции на портале «ПроеКТОриЯ». Еще один федеральный образовательный проект реализован на портале «Навигатум» (https://www.navigatum.ru), содержит огромное банк информации не только для ученика, но и для педагога.

В сентябре 2018 года стартовала некоммерческая просветительская программа «Всероссийская неделя профориентации», организованная центром онлайн-обучения «Фоксфорд» участниками которой стали педагоги и ученики нашей школы. Кроме того, в сентябре, ряд педагогов школы стали участниками мультимедийного круглого стола «Когнитивные науки в профессиях будущего» (онлайн трансляция на сайте Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня»).

В итоге, мы подтвердили возможности и эффекты дистанционного взаимодействия школы с партнерами, а также дистанционного участия в проектах в вопросах воспитания и социализации личности обучающегося с использованием сетевых технологий реализации образовательных программ, направленных на сопровождение профессионального выбора учащихся. Данная информация может представлять собой основание для создания сетевых программ обучения, направленных на подготовку детей к самостоятельному выбору будущей профессии, а также сетевой модели взаимодействия организаций профориентационной направленности на основе профессионального партнерства.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Профориентация, интернет ресурсы, виртуальный кабинет профориентации, виртуальные экскурсии на предприятия, Проектория, Навигатум


05.11.2018 15:55:48
Данная статья была проверена на антиплагиат, оригинальность текста составляет 56%, заимствование 43%. В целом по своему содержанию данная статья может быть рекомендована к публикации.
Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.