Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Использование образовательных он-лайн ресурсов и технологий Web 2.0 в проектной деятельности по профилактике ПАВ в школе.

Авторы: Гаврилова Анна Валерьевна 1, Кандидат психологических наук, Баламутова Ирина Александровна 2
1 МБОУ СОШ №1 г. Азова, 2 МБОУ СОШ №1 г. Азова
В статье представлены результаты реализации сетевого проекта по здоровьесбережению школьников на уроках информатики при изучении учащимися онлайн-ресурсов и технологий Web 2.0. Проект имел статус регионального и реализовывался на портале проекта Letopisi.org. Описаны этапы и основное содержание проекта.

Использование образовательных он-лайн ресурсов и технологий Web2.0 в проектной деятельности по профилактике ПАВ в школе.

Гаврилова Анна Валерьевна anichka01@rambler.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №1 г. Азова (МБОУ СОШ №1 г. Азова)

Баламутова Ирина Александровна irinajc13@gmail.com

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №1 г. Азова (МБОУ СОШ №1 г. Азова)

Аннотация.В статье представлены результаты реализации сетевого проекта по здоровьесбережению школьников на уроках информатики при изучении учащимися онлайн-ресурсов и технологий Web2.0. Проект имел статус регионального и реализовывался на портале проекта Letopisi.org. Описаны этапы и основное содержание проекта.  

 

Современные подростки цифрового поколения «живут» в сети Интернет, знакомятся и общаются, находят сообщества по интересам, ведут свои страницы в соцсетях и каналы на YouTube. Поскольку бессодержательное использование компьютера и Интернета – это ведущий фактор риска в поиске информации, а так же развитии подростковых зависимостей, включая интернет-зависимость, необходимым стало в образовательный процесс включать мероприятия по организации досуговой деятельности и показывать возможности позитивного использования Интернета, создания с его помощью личностно и социально значимого продукта. Использование технологии Web-2.0 позволило реализовать проект по здоровьесбережению школьников, организовав сетевую работу как индивидуальных участников, так и целых групп.

Профилактика ПАВ табакокурения и употребления алкоголя в образовательных учреждениях проводится повсеместно и обязательно. Школьные психологи и социальные педагоги предлагают такие формы работы, как тренинги, классные часы, беседы, деловые игры с интерактивным компонентом, а так же различные программы профилактики, реализуемые в течение года в виде еженедельных занятий. Однако стратегия информирования не дают стойкий эффект в профилактике, более эффективными являются программы, основанные на ценностно-смысловом компоненте, но при этом они более временно затратные и для их проведения необходимо проходить дополнительное обучение, а так же иметь высокий уровень психотерапевтической квалификации и свободные часы в сетке расписания. Интересным направлением работы в профилактике ПАВ являются проекты, реализуемые на основании межпредметных связей. Они переносят основную цель проекта – профилактику ПАВ, употребления алкоголя и табакокурения в средство для достижения цели, которую ставят перед детьми педагоги-предметники.

Например, в нашем случае этот подход был реализован на уроках информатики при изучении учащимися онлайн-ресурсов и технологий Web2.0 в течение второго полугодия учебного года. Наполнением, содержанием проектной деятельности выступали материалы по профилактике ПАВ, которые находили сами учащиеся. Во-первых, они осваивали различные образовательные интернет-платформы, при этом зачастую англоязычные, имели достаточный простор для творчества в рамках выбранного направления, что соответствует интересам современных подростков, и самое главное было интересным и имеющим практическую значимость, так как игры на классификацию, «ленты времени» использовались в дальнейшем на занятиях по ЗОЖ с младшими школьниками. Старшие подростки приходили на уроки по здоровьесбережению к младшеклассникам. За время работы в проекте, а это полгода, ребята создали викистатьи, написали эссе, создали опросник, анкету, ментальную карту, классификацию в среде learningapps, провели занятия по теме ЗОЖ в младших классах, создали буклеты и листовки по теме ЗОЖ, онлайн-газету, фотоколлажи, участвовали в создании коллективной презентации по различным видам зависимостей (наркотическая, алкогольная, зависимость от табака, интернет-зависимость, игромания), которые можно использовать на занятиях по профилактике ПАВ, употребления алкоголя и табакокурения.

Во-вторых, немаловажным стал и соревновательный момент, так как статус проекта был региональный и в нем принимали участие учащиеся не только нашей школы и города. Ребята могли сравнить, как выполнялись различные проектные задания другими участниками. За выполнение каждого задания начислялись баллы. В-третьих, к информации, найденной самостоятельно, критически переосмысленной, дети относятся и воспринимают ее совсем иначе, чем к той, которую им рассказывают взрослые, особенно о вреде курения, употребления алкоголя и ПАВ.

Региональный сетевойИнтернет-проект«Будь здоров» реализовывался на портале проекта Letopisi.org. Так же использовались ресурс www.learningapps.ru, работа в прикладных средах MSWord, MSPowerPoint, MSPublisher, он-лайн среда Google(создание коллективных презентаций, онлайн-газет, коллаж) и среда Web2.0 (ментальные карты, опросники, кроссворды, вики-статьи).

Целью проекта стала пропаганда здорового образа жизни через вовлечение учащихся в проектную деятельность в сети Интернет, направленную на профилактику курения, потребления наркотиков, психотропных веществ, алкоголя.

Задачами выступили изучение теоретических источников информации, по составляющим  темы ЗОЖ; определение путей формирования ценностей ЗОЖ; использование сетевых Интернет-ресурсов для профилактики курения, незаконного потребления наркотических и психотропных веществ, алкоголя; расширение возможности позитивного использования интернет-сервисов для  коллективного общения и создания социально значимых продуктов; привлечение учащихся к сотворчеству, соучастию в создании социально значимой информационной продукции и ее распространении в школе.

Проект реализовывался в виде таких мероприятий, как региональный сетевойИнтернет-проект «Будь здоров», акция «Будь здоров!» для начальных и средних классов, оформление стенда по ЗОЖ материалами участников проекта, выпуск интернет-газеты. Формами работы выступали проектная деятельность учащихся, поиск информации в Интернете и альтернативных источниках, проведение классных часов на всех ступенях образования как педагогами, так и старшеклассниками (участниками проекта). Всего в проекте активно участвовало 33 учащихся, кураторами выступали педагоги-предметники биологии, информатики, педагоги-психологи.

Целевой аудиторией стали учащиеся 5-11 классов,распределяются по двум возрастным категориям: 5-8 классы, 9-11 классы. Так же привлекались учащиеся начальных классов для проведения с ними занятий по ЗОЖ.Победители определялись в двух возрастных категориях: 5-8 классы, 9-11 классы и награждались дипломами, всем участникам высылались сертификаты участника.

Проект реализовывался в три этапа. На подготовительном этапе было разработано положения о региональном сетевомИнтернет-проекте«Будь здоров», проведена его регистрация на Letopisi.org, создана страничка проекта и загрузка данных. Привлечены учащиеся школ г. Азова и РФ к участию в проекте. Проведена подготовительная работа с учащимися МБОУ СОШ №1 г. Азова по привлечению к участию в проекте, реклама проекта, объяснение его целей и задач. Проект состоял из шести этапов, последовательно реализуемых на страничке проекта Letopisi.org, в конце проекта проводилась рефлексия и подведение итогов проекта. Подведение итогов проекта проходило по количеству набранных баллов участниками проекта, а так же по заполненной выходной анкете участников проекта.

Полное содержание проекта в сети Интернет:

Подготовительный этап.Регистрация команд (Google-форма), самозапись на Летописях. Создание страницы участника/команды. Входная анкета.

1 этап. «Теория». Написание эссе или вики-статьи по темам:

  • Интернет: польза или вред.
  • Мифы о легких наркотиках.
  • «Современная» сигарета.
  • Алкоголь и подросток
  • Новый тип зависимости: игромания.
  • Еда без вреда.
  • Доверие себе и миру.
  • Проблемы и трудности подросткового возраста.
  • ВИЧ: мифы и реальность.
  • В здоровом теле здоровый дух.

Ответы на проблемные вопросы на странице участника/команды.

2 этап.Реализация знаний (опросник, анкета, распредели по группам, соотнеси название и картинку, создание ментальной карты, создание ленты времени). По темам из раздела «Теория», используя ресурс www.learningapps.ru создать тест/опросник, распредели объекты по группам, соотнеси названия и картинки, выбери подходящее/лишнее. Проведение акции «Будь здоров» для начальных классов.

3 этап. Буклет. Опираясь на теоретический этап исследования создать наглядный продукт пропаганды ЗОЖ: просветительский буклет или листовка «Будь здоров».

4 этап. Он-лайн газета. Работа на совместной виртуальной доске «Будь здоров».

5 этап. Фотоколлаж здоровьесберегающего мероприятия или собственного участия в иных здоровьесберегающих мероприятиях. Составление фотоотчета о практической реализации 2 этапа данного проекта.

6 этап. Коллективная презентация. Совместные презентации по темам:

В данных презентациях каждому участнику предлагалось заполнить один или несколько слайдов информацией, соответствующей заголовку слайда и общей теме презентации. Информация на слайде могла включать текст, картинки, инфографику, быть простой и понятной по смыслу и содержанию, яркой и интересной.

Рефлексия. Выходная анкета, оценка работы в проекте.

Таким образом, в сетевом проекте принимали участие 33 учащихся 6-11 классов, проект вызвал большой интерес не только у учащихся, но и у педагогов, многие из них никогда не работали в обучающих он-лайн сервисах. Подростки отметили, что выполнять задания было сложно, но интересно, они по-новому взглянули на профилактику ПАВ, самостоятельно узнали важную информацию о вреде ПАВ. Все старшеклассники отметили, как здорово, волнительно и интересно было проводить занятия с малышами, некоторые даже задумались о профессии учителя в будущем. Важным оказалось не только выступить в качестве журналистов, увидеть собственные статьи на школьном стенде, но и то, что дети обращали внимание на них, останавливались, читали статьи одноклассников. Так же все материалы участников проекта представлены на страничке проекта «Будь здоров» на сайте Letopisi.org и свободны для просмотра.

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  сетевой проект, здоровьесбережение, профилактика ПАВ, он-лайн ресурсы, технологий Web 2.0


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.