Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Палецких Елена Викторовна, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 10.04.2008 № 579/к-н
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Лицей № 11"
В статье рассматриваются вопросы безопасности для здоровья учителя при ежедневной работе за компьютером, а также способы рациональной организации его труда и отдыха.

Работа за компьютером стала неотъемлемой частью деятельности учителя. Подготовка к современному уроку, оформление необходимой школьной документации, ведение электронного журнала, персонального сайта, блога или страницы на сайте образовательного учреждения, поиск и обработка информации, освоение новых педагогических технологий и веб-сервисов – вот неполный перечень ежедневных дел учителя. Немаловажную их часть составляет компьютерное творчество в разных проявлениях. Оно настолько увлекает учителя, что он теряет счёт времени, проведённого в неправильной позе. Его глаза «забывают» моргать и увлажнять слизистую оболочку. Страдает нервная, костно-мышечная система, органы дыхания и пищеварения.

Наиболее частые признаки ухудшения самочувствия:

  • Повышение артериального давления и частоты сердечных сокращений.
  • Головокружение.
  • Тошнота и рвота.
  • Нарушение работы вестибулярного аппарата.
  • Шаткость походки.
  • Повышение глазного давления.
  • Головная боль.
  • Нарушение сна.
  • Снижение слуха.
  • Шум в ушах/голове.
  • Дискомфорт в шейном отделе позвоночника.
  • Боль в кисти руки.
  • Нарушение концентрации внимания, снижение темпа мышления, ухудшение памяти, утомляемость после умственной нагрузки.

Если учитель ощущает один из этих неприятных симптомов, то ему необходима консультация врача соответствующей специальности и изменение условий работы за компьютером. Если он хотя бы один раз испытал все эти симптомы одновременно – значит, уже изменил образ жизни. Реабилитация после выше описанного состояния очень длительная, особенно в зрелом возрасте. Некоторые последствия ухудшения самочувствия могут быть необратимыми. Поэтому каждый учитель, который проводит за компьютером ежедневно более двух часов, должен понимать степень риска для своего здоровья.

Для сохранения здоровья и продолжения успешной деятельности учителю предстоит приобрести жизненно важные привычки.

Прежде всего, необходимо правильно организовать рабочее место для работы за компьютером:

  • Прямая спина должна иметь опору, плечи – находиться под прямым углом к предплечью, а поясница – к бёдрам.
  • Стопы должны стоять прямо на полу.
  • Коленные и локтевые суставы должны находиться под прямым углом к плоскости стола.
  • Монитор необходимо расположить таким образом, чтобы текст находился напротив глаз.
  • Компьютерная мышь должна удобно «ложиться» в руку. Желательно иметь коврик для мыши с валиком из гелиевого наполнителя. Клавиатура должна находиться под наклоном к плоскости стола.

Необходимо установить для себя ежедневное количество часов работы за компьютером. Желательно, не более двух часов. Если требуется более продолжительное время для срочной работы – нужно обязательно делать перерывы:

  • Для профилактики синдрома «сухости глаза» надо каждые 10 минут напоминать себе моргать, делать 2-минутную гимнастику для глаз.
  • Каждые 45 минут необходимо прерывать работу на 15 минут, чтобы сделать физические упражнения или попить кофе/чай.
  • После двух часов работы за компьютером необходимо переключиться на другой вид деятельности или отдых.

Для профилактики снижения зрения можно использовать офтальмотренажёр В.Ф. Базарного и рассматривание 3-d рисунков ("третий глаз").

Большое значение имеет полноценный ночной сон. Какой бы банальной ни казалась эта рекомендация, 8-часовой ночной сон является жизненной необходимостью. Игнорирование полноценного сна приводит к нервному истощению. Дополнительный 30-минутный дневной сон (при наличии такой возможности) поможет поддержать жизненные силы организма.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе должны стать нормой жизни. Желательно, не менее часа в день. В холодное время года – хотя бы 30 минут.

Важным фактором сохранения здоровья является физическая активность. Требуется ежедневная, пусть даже элементарная гимнастика или занятие танцами. Учитель подбирает комплекс упражнений, которые приятно бодрят организм.

Принято считать, что отдых – это смена видов деятельности. Но интенсивная физическая и интеллектуальная нагрузка без периодического расслабления неминуемо приведёт к моральному и физическому истощению. Учителю просто необходим покой, то есть период бездействия для восстановления сил. Важную роль играет также получение положительных эмоций. Учитель выбирает  свои виды релаксации: встречи и общение с позитивными людьми, посещение театра, концерта, выставки, футбольного матча, медитация и т.д.

Каждый учитель сам, в соответствии со своими представлениями о здоровом питании, подбирает ежедневный рацион и периодичность приёма пищи. Следует лишь напомнить о необходимости снизить потребление продуктов с повышенным содержанием соли и сахара. Также организму ежедневно требуется достаточное количество воды. Хорошая привычка – поставить неподалёку от компьютера стакан воды и делать пару глотков в мини-перерывах при работе за компьютером, чередуя питьё воды с гимнастикой для глаз.

Итак, учителю, который много времени проводит за компьютером, необходима ежедневная профилактика нарушений состояния здоровья:

  • Положительные эмоции.
  • Продолжительность ночного сна не менее 8 часов.
  • Правильное питание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Соотношение времени труда и отдыха – 6:1.
  • Чередование физической и умственной активности.
  • Ежедневные дозированные физические нагрузки (гимнастика).
  • Гимнастика для глаз.
  • Ограничение времени работы за компьютером.
  • Правильная организация рабочего места за компьютером.
  • Частые перерывы в работе за компьютером.

Приобретение этих жизненно важных привычек поможет сохранению не только здоровья, но и личности учителя как таковой, оберегая её (личность) от риска возникновения серьёзных заболеваний.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.