Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Применение авторской мультимедийной презентации по здоровьесбережению в коррекционной работе учителя-логопеда

Государственное казенное образовательное учреждение "Волгодонская специальная школа-интернат "Восхождение""
В статье представлен опыт использования авторской презентации учителя-логопеда специальной школы, с целью улучшения качества оказываемой коррекционной помощи. Мультимедийная презентация на сегодняшний день одна из доступных и эффективных способов представления информации, т.к. сочетает в себе движение, звук и изображение, что позволяет удержать и привлечь внимание ребёнка.
Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум. Геродот

Тема занятия:Как сохранить своё здоровье.

 

         Тип занятия: Развивающий, комбинированный.

 

Цели занятия:

  • Закреплять и обогащать представление ребёнка о методах сохранения здоровья;
  • Совершенствовать навыки устной речи по проблеме здорового образа жизни.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять и обогащать представления о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своём организме;
  • Развивать навыки говорения и аудирования;
  • Научить несложным приёмам самооздоровления.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речемыслительную деятельность;
  • Развивать мотивацию бережного отношения к своему здоровью;
  • Развивать умения обобщать и делать выводы;
  • Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания;
  • Развивать связную речь;
  • Закреплять навык речи с движением; 
  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание;
  • Развивать артикуляционный аппарат и кисти рук, при выполнении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики;
  • Развивать мелкую моторику и кинестетические ощущения;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, гигиенические навыки, желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

 

Формирование УУД:

Личностные:

  • формирование интереса к занятию;
  • развитие самостоятельности в выполнении учебных заданий;
  • формирование готовности к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

 

Регулятивные:

  • включение в деятельность;
  • следование инструкции учителя-логопеда;
  • контролирование и оценивание своих действий.

 

Коммуникативные:

  • участие в небольших устных высказываниях;
  • слушание и понимание инструкций к учебному заданию;
  • обращение за помощью;

 

Познавательные:

  • импровизация, высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов;
  • самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
  • комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.

 

Педагогические технологии: ИКТ, развивающее, проблемное и активное обучение.

 

Здоровьесберегающие технологии:

  • динамические паузы;
  • релаксация;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика ортопедическая.

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы;
  • релаксация;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика ортопедическая.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • игротерапия;
  • самомассаж;
  • точечный самомассаж;
  • ароматерапия.

 

Коррекционные технологии:

  • технологии музыкального воздействия;
  • сказкотерапия;
  • фонетическая и логопедическая ритмика.

 

Виды речевой деятельности: Говорение, аудирование.

 

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • аудиозаписи «Весёлая зарядка, «Звуки природы»;
  • настольный сухой бассейн;
  • корзинка;
  • мусорное ведёрко;
  • продукты питания (грецкий орех, пачка чипсов, яблоко, огурец, морковка, баночка колы, варёное яйцо, шоколадка, жвачка);
  • игрушка «Летающая тарелка»;
  • аромалампа;
  • памятка «Как сохранить свое здоровье».

 

           Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Логопед:Сегодня к нам на занятие пришёл гость, твой любимый сказочный

персонаж (на интерактивной доске изображён сонный и грустный сказочный персонаж Лунтик, слайд 1). Догадался кто?

Логопед: Правильно! Давай ему улыбнемся и поприветствуем!

Логопед: Посмотри, Лунтик сегодня необычный: не то сонный, не то грустный…

Давай для начала постараемся его разбудить зарядкой и заодно тоже взбодримся, разбудим тело, ноги и руки (под музыку Е.Железновой «Весёлая зарядка» логопед и ребёнок занимаются логоритмикой).

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ну, вот мы и разбудили Лунтика, оказалось, что он был просто сонный. Смотри, как он повеселел (на интерактивной доске появляется весёлый сказочный персонаж Лунтик, слайд 2). А как думаешь, для чего ещё нужно делать зарядку?

Логопед: Здоровье - самое главное в жизни человека, если не следить за ним, можно его потерять.Сегодня наш сказочный гость приготовил тебе задания, после выполнения которых, ты еще больше узнаешь, что  нужно делать, чтобы сохранить здоровье и не болеть.

Работа с картинками на интерактивной доске. Развитие логического мышления.

Логопед: Подойди к доске и посмотри на картинки (слайд 3), Лунтик хочет узнать, хорошо ли ты знаешь, что нужно делать, а что нет, чтобы быть здоровым. Надо руками перетащить картинки на правую сторону, которые показывают, что надо делать, чтобы сохранить здоровье.

Логопед: Молодец, ты все картинки отобрал правильно, они  напоминают нам о делах, которые помогают сохранить здоровье.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопласти.

Логопед: Покажи еще раз картинку, на которой показана зарядка для языка.

Логопед: А для чего ещё нужно делать зарядку для языка?

Логопед: Давай покажем Лунтику, как мы умеем соединять движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук (выводятся на интерактивную доску иллюстрации, слайды 4,5,6).

 Логопед рассказывает сказку «Лунтик и Плутоша», а ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук.

Обогащение словаря по лексической теме «Как сохранить своё здоровье». Развитие мелкой моторики и кинестетических ощущений.

Логопед: Ты хорошо справился с гимнастикой. Давай продолжим развивать твои пальчики и еще раз уточним знания о плохих и вредных продуктах питания. Для этого Лунтик приготовил еще одно интересное задание. (На столе стоит сухой бассейн, заполненный цветными яркими пластиковыми шариками, в которых спрятаны продукты питания. Ребёнок достаёт руками продукт и произносит вредный ли он или полезный, кладя его в нужное место).

Точечный самомассаж кистей рук грецким орехом.

Логопед: Молодец, ты много знаешь о полезных и вредных продуктах питания. Доставь из корзинки грецкий орех и сейчас вместе со мной будем делать себе им массаж ручек, слушай мои инструкции и повторяй (логопед даёт инструкцию и выполняет вместе с ребёнком упражнения).

Работа по лексической теме «Как сохранить своё здоровье» на интерактивной доске. Зрительный тренажер.

Логопед: Лунтику нравится, как ты выполняешь его задания, и за это он даёт тебе возможность немножко отдохнуть и приглашает на зрительную гимнастику.  Встань ровно напротив доски. Тело и голова неподвижны, работают только глаза. Иди глазками по направлению стрелок и рассказывай, что ты видишь на картинках (слайд 7).

Логопед: Если ты будешь заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, питаться полезной пищей, закаливаться, соблюдать чистоту, режим дня, тогда тебе удастся сохранить своё здоровье. Теперь ещё раз посмотри на доску, сейчас некоторые картинки будут исчезать, и появляться, переворачиваться и менять форму, ты так же должен следить за ними только глазками (на доске в разных местах исчезает картинка, потом появляется, следующая исчезает и появляется с переворотом и т.д., ребенок следит за ними глазами).

Дыхательная гимнастика с элементами релаксациис аромалампой.

Логопед: Очень важно уметь правильно дышать, потому что дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут.

Встань ровно, старайся удерживать равновесие. Послушай звуки природы, подыши глубоко свежим и полезным воздухом(зажечь аромалампу, включить музыку «Звуки природы»).

(Логопед даёт инструкцию дыхательной гимнастики, упражнения повторить несколько раз).

3. Заключительный этап

Обобщение лексической темы «Как сохранить своё здоровье» на интерактивной доске.

Логопед: Ты много сегодня отвечал, закрепил свои знания о здоровье и узнал много интересного. Лунтик хочет проверить, всё ли ты запомнил и приготовил для тебя заключительное задание.

Приближаются холода, к нам потихоньку идёт зима и в это время года люди часто болеют. У  них болит голова, часто поднимается температура, появляется насморк.

Посмотри на доску. В левом столбике мальчик, который болеет гриппом, перечисли и перетащи к нему те предметы, которые помогут ему побороть болезнь,  и объясни почему (слайд 8).

Логопед: Теперь посмотри на правый столбик. У девочки болит живот, это бывает, когда в организм попадают микробы. Посмотри на картинки и скажи, что нужно делать, чтобы микробы не попали в животик?

Логопед: От простой воды и мыла, у микробов тают силы. Помни всегда о правилах личной гигиены.

Рефлексия.

Логопед: Ты сегодня хорошо позанимался, выполнил все задания нашего гостя Лунтика. Мы убедилисьв том, что здоровье во многом зависит от тебя и твоего поведения. Лунтик дарит тебе  памятку, в которой есть полезные советы «Как сохранить здоровье». (Логопед отдаёт приготовленную памятку к уроку в распечатанном виде ребёнку).

Логопед: Я вижу, ты улыбаешься, у тебя хорошее настроение. Тебе понравилось наше занятие?

Логопед: Но нам пора прощаться и нашему гостю Лунтику уходить в его сказочную страну. Давай скажем ему спасибо, что пришел и помашем рукой (на интерактивной доске появляется Лунтик с машущими руками, слайд 9).

Логопед: Удачи тебе и будь здоров.

Список использованных источников
  1. • Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. • https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-artikulyacionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoy-1606326.html
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, логопедия, презентация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.