Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ-КОММУНИКАТОРОВ ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ.

Авторы: Чередникова Ирина Валерьевна 1, Кажурина Лариса Николаевна 2
1 ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат "Восхождение", 2 Государственное казённое образовательное учреждение «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»» (ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»)
В нашей статье мы рассматриваем опыт использования специальных программ-коммуникаторов, разработанных для телефонов и планшетов специально для детей с аутизмом и интеллектуальными нарушениями с отсутствием речи, с помощью которых они могут сообщить о своих желаниях и потребностях.

В наши дни качественная коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ невозможна без информационных технологий, которые являются наиболее быстрой и доступной формой работы с такими детьми.

Наша логопедическая практика в специальной школе, связана с преодолением различных видов нарушений речи у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата различной этиологии и степени выраженности, а так же детским церебральным параличом.

Хотим подробнее остановиться на детях с расстройством аутистического спектра (РАС). Ребёнок с этим заболеванием не может выражать свои чувства, не различает и не понимает эмоции окружающих его людей, за счёт этого испытывает затруднения в общении. У этих детей наблюдается снижение интеллекта, невнятная речь, скудный словарный запас слов, а порой и проявление агрессивного поведения. Нам всегда приходится подстраиваться под этих детей, их настроения, взаимодействовать с ними только тогда, когда они будут к этому готовы. Это дети, которые живут исключительно только в своём мире, это как одиночество в толпе и такими останутся до конца своих дней.

В настоящее время современная медицина не придумала ещё научную методику, которая способна излечить детей от аутизма, поэтому активно приветствует программы, которые помогут и позволят таким детям преодолеть трудности общения в обществе, с помощью специальных портативных средств. Такие дети как раз хорошо взаимодействуют с ними, так как мы живём в мире ИКТ, и почти уже каждый современный ребёнок с раннего возраста владеет различными девайсами (компьютер, ноутбук, планшет, телефон).

Существуют программы (коммуникаторы) для детей с синдромом аутизма, которые устанавливаются на планшет и смартфон. Какая же польза от них?

1. позволяют познать окружающий мир;

2. развивают эмоциональный контакт;

3. позволяют высказать свои мысли и желания через экран;

4. развивают социальные навыки;

5. устраняют речевые ошибки;

6. учат организованности и контролю поведения.

На сегодняшний день данные методики являются самыми доступными и эффективными для детей с РАС. Таким детям не свойственно высказать свои мысли и желания, нахлынувшую эмоцию, если он сможет это сделать через экран, то уже своего рода это прогресс и самовыражение для такого ребёнка.

Установить такое приложение на планшет или смартфон будет действительно полезно для любого современного ребенка,  так как нынешние дети  испытывают затруднения с оценкой своих чувств и чувств, другого человека. Это происходит из-за того, что мы живём в таком веке, где много информации и даже бывает не нужной совсем, и мало времени на то, чтобы развивать свой внутренний и эмоциональный мир. Для нас, как педагогов, важно, чтобы ребёнок прислушивался к себе и понимал, что происходит с ним, ведь это очень важно для дальнейшей его жизни и взаимодействия с людьми в обществе.

Расскажем о некоторых приложениях (коммуникаторах), которые мы используем на логопедических занятиях, а так же используют родители вне школы с детьми, имеющими аутизм.

Программа «Аутизм: Общение»

Коммуникатор на русском языке, помогает ребёнку с РАС научиться выражать свои чувства и запросы с помощью картинок, общаться с окружающими его людьми и развить навыки спонтанной речи.  

Например: Ребёнок хочет «пить», нажимает на карточку «пить» и его сразу понимают, чего он хочет. Так же он может составлять предложения-просьбы, в приложении изображения сопровождаются звуком, что хорошо для речевой имитации. Этот коммуникатор эффективен в работе с такими детьми и хорошо помогает  нам - педагогам и родителям.

Программа «Говори Молча»

Коммуникатор помогает нам научить ребенка с РАС и нарушением речи составлять предложения - просьбы, обучиться общению с окружающими.

Приложение лёгкое в использовании с качественной графикой, что привлекает внимание детей и помогает научить навыкам коммуникации.

Конструктор Эмоций

Коммуникатор помогает разобраться ребёнку с РАС со своими эмоциями, чувствами окружающих. С помощью этого конструктора мы учим наших детей не прятать эмоции в себе, управлять и правильно проявлять их, учим понимать их какие эмоции и чувства переживает другой человек. Так же приложение помогает нашим  детям понять, как нужно себя вести при определённой нахлынувшей эмоции.

Программа Samsung LOOK AT ME (Посмотри на меня)

Коммуникатор, помогающий устанавливать визуальный контакт с детьми. Так же он помогает научить детей с РАС распознавать эмоции и общаться  с людьми, с помощью используемых фотографий и техники распознавания лиц.

Мы привели всего лишь несколько примеров таких приложений (коммуникаторов), которые мы используем в своей работе, на самом деле, их уже стало достаточно много и они действительно помогают в работе с особенными детьми, которые являются для нас загадкой и по сей день. У них не всегда успешно получается выразить свои эмоции и просьбу с помощью мимики, жестов и звуков и существование таких коммуникаторов облегчает жизнь детям с аутизмом и людям их окружающим.

 

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  аутизм, РАС, коммуникация, общения, коммуникаторы, общение без речи


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.