Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Занятия Ментальной арифметикой как с помощью счет (абакуса), так и с помощью его электронных версий являются эффективным коррекционно-развивающим методом работы с детьми с ОВЗ Счет на «древнем китайском калькуляторе» развивает мелкую моторику, воображение, внимание, память, способствует слаженной работе обоих полушарий головного мозга.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Малыч Виктория Анатольевна(malych.vika@yandex.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов), г. Батайск.

Аннотация

Занятия Ментальной арифметикой как с помощью счет (абакуса), так и с помощью его электронных версий являются эффективным коррекционно-развивающим методом работы с детьми с ОВЗ Счет на «древнем китайском калькуляторе» развивает мелкую моторику, воображение, внимание, память, способствует слаженной работе обоих полушарий головного мозга.

Литература

«Ментальная арифметика. Знакомство», Абакус-центр., 2010 г.; «Ментальная арифметика для детей 4-6 лет» - К. Жунисбекова – Мир книг., 2016.

Каждый педагог, работающий с детьми с ОВЗ, замечал, что, независимо от диагноза, каждый ребенок замечательно разбирается не только во всех современных гаджетах, но и довольно быстро вникает в компьютерные задания, а также во все тонкости компьютерных игр. Это касается даже слепых детей и детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Дети в большей степени, чем взрослые люди живут в мире образов, а информация, представленная визуально, лучше усваивается и запоминается и, как следствие, обучение все больше визуализируется. Занятия Ментальной математикой, издревле проводимые только с помощью деревянных счетов, называющихся Абакус или Соробан, теперь стало возможно компьютеризировать. Имеются несколько электронных версий Абакуса, а также видео – приложения, позволяющие как освоить азы Ментальной арифметики, так и оттачивать навыки счета, полученные на уроках в школе. Кроме того, для детей с расстройством аутистического спектра, тренировка на компьютере позволяет свести социальные контакты к минимуму, не раздражая нервную систему ребенка. Лучше осуществляется перенос действий из внешнего плана во внутренний.

На мой взгляд, абсолютно перейти на компьютерный вариант обучения Ментальной арифметикой нецелесообразно. Ведь игра на электронном Абакусе лишает возможности развивать мелкую моторику ребенка, которая играет неоценимую роль в развитии и коррекции интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ. Кроме того, ни одна компьютерная программа еще не научилась отслеживать ошибки ребенка при счете на Абакусе.  А поскольку именно правильная постановка техники счета является важнейшей частью в освоении ментальной арифметики, то ребенок рискует получить неверные навыки счета, которые будет очень сложно скорректировать в дальнейшем. Поэтому сначала все дети с ОВЗ обучаются арифметическим навыкам с помощью стандартных деревянных Абакусов в индивидуальном режиме с педагогом.Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети с ОВЗ перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе абакус. Возможность работать с применением информационных технологий появляется практически на каждом из этих этапов. Это приложение для учеников Mental Arithmetic, тренажер ментального счета Сleverstart, тренажер по ментальной арифметике Мentalnaya-arifmetika, генератор примеров Соробан, Компьютерная модель соробана и другие компьютерные программы, позволяющие освоить навыки счета на абакусе.

Вся деятельность на занятиях Ментальной арифметикой построена таким образом, чтобы стимулировать у детей интерес к занятиям и знаниям. Помимо возможности осуществлять вычислительные действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с помощью Абакуса возможно проводить различные игры: «Какая рука быстрее передвинет ряды бусин», «Абакус на пальцах руки» (показ всех цифр на пальцах 1 руки), «Угадай число», «Запомни месторасположение косточек и повтори», «Показ с флеш-картами» и другие игровые методики.

Занятия Ментальной арифметикой с детьми с ОВЗ в нашей школе стали проводиться с сентября 2017 года. До этого времени данная деятельность осуществлялась только с детьми, не имеющими данного статуса. Эти занятия показали свою эффективность, и дети, помимо освоенных навыков счета на Абакусе, в настоящий момент перешли на ментальный уровень и способны осуществлять вычисления в уме. Но самое главное, эти ученики на данный момент улучшили свои когнитивные способности и математические навыки. Анализируя эти показатели, и было принято решение о внедрении этой методики в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

У детей с отклонениями в развитии практически всегда прослеживается небогатый опыт практической деятельности, очень ограниченный запас знаний, а также часто нарушены сенсорное восприятие и пространственные представления. А Ментальная арифметика - это прежде всего работа со счетами и дети с первых занятий учатся передвигать бусинки (косточки), используя одновременно две руки. Еще В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Занятия по Ментальной арифметике проходят 1 раз в неделю (не более 40 минут) индивидуально, так как у каждого ребенка своя скорость освоения материала, в рамках коррекционно - развивающей деятельности. Сложностей в работе с такими детьми несравнимо больше, чем со здоровыми учениками. В первую очередь бывает трудно удержать интерес у детей с ЗПР или УО. Бывает, что у такого ребенка на одном из занятий получилось работать на счетах и произвести перевод образов абакуса в числа, а на следующем занятии оказывается, что надо начинать снова с «чистого листа», с азов. Слепой же ребенок (ученик 5 класса) не умеет визуализировать, представлять и удерживать образы, однако у него очень развито тактильное восприятие, очень хорошая память и высокий уровень учебной мотивации. Благодаря этим качествам, обучение слепого ребенка проходит быстрыми темпами. Конечно, сложностей в обучении детей с ОВЗ навыкам ментальной арифметики немало, ведь любое обучение - это труд, требующий усилий. А в работе с детьми с ОВЗ этот труд вдвойне и даже втройне сложнее.

О результативности же говорить нам еще достаточно рано. Можно лишь подвести промежуточные итоги. Действительно, Ментальная арифметика способствует развитию тонкой моторики (за счет постоянного контактирования с маленькими предметами – бусинами), улучшается почерк и рисуночная деятельность. Дети становятся более усидчивыми (за счет однотипных повторяющихся действий). Развивается воображение, память и внимание. Данные выводы были сделаны на основе сравнительного анализа показателей познавательной сферы и учебных навыков в сентябре и в конце октября.

В заключении хочется сказать, что Ментальная арифметика, как любое образование - это способ развития ребенка. Можно сказать, что это инструмент развития. Сам по себе инструмент - это всего лишь возможность. А как конкретный ребенок будет учиться им пользоваться, зависит, прежде всего, от самого ребенка, от его психической и умственной организации. В любом случае, Ментальная арифметика – это эффективный инструмент интеллектуального развития в работе с детьми с ОВЗ.

А использование современных компьютеров позволяет проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, а также общего психического развития детей.

Список использованных источников
  1. «Ментальная арифметика. Знакомство», Абакус-центр., 2010 г.
  2. «Ментальная арифметика для детей 4-6 лет» - К. Жунисбекова – Мир книг., 2016.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Ментальная математика, ограниченные возможности здоровья


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.