Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Альтернативные средства коммуникации в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Автор: Гежа Юлия Вячеславовна, Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, приказ от 10.01.2013 №01-н
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Пролетарская специальная школа-интернат"
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов образовательных учреждений. В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми ИКТ стало необходимым условием обучения и со
Главный тיִруд наших יִребят– это учение, и поэтому очень важно научить их יִразумно учиться.

Для общего развития ребенка очень важна речь, она необходима для овладения знаниями, навыками, умениями, также для возможности общения с окружающими людьми.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) ограниченно формируется понимание и использование речи, языковые средства часто, оказываются, не сформированы.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей грамоте.

Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка,  должны быть орудием, используемым во всех жизненных ситуациях, и могут использоваться в качестве:

  • как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае задача альтернативных средств – сохранить мотивацию и желание общаться,
  • как средство постоянного общения ребенка, неспособного говорить в будущем,
  • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизация, формирование элементарных представлений, понятий),
  • как этап в освоении чтения.

На первом этапе работы с детьми с ТМНР велось знакомство с карточной системой, а именно, использование пиктограмм. То есть, у каждого ребенка накапливалось определенное количество картинок, помогающих ему изучать окружающий мир. Так как, со временем, происходит расширение кругозора, количество пиктограмм увеличивается, ребенку становится неудобно носить их с собой. Изучив методическую литературу русских и зарубежных авторов, отзывы о разных коммуникаторах для неговорящих людей, решила адаптировать программное приложение «Говори молча», которое можно установить на телефоне, планшете и изменять содержимое. На занятиях дети    пользуются планшетом, где выполняют разные по сложности задания:

  • Изучают новые предметы или действия, например, из предложенных

предметов выбрать ручку, карандаш и т.д.

Например, при выполнении задания в тетради, предлагается набор предметов: карандаш, тетрадь, альбом, ручка. Ребенок с помощью планшета должен выбрать и нажать на ту картинку, которая обозначает принадлежность, необходимую в работе. Задания постепенно усложняются переходя от выбора картинки на просьбу с добавлением слова «дай».

 

  • Используют   данное средство общения в взаимодействии с          

людьми, а именно, учатся привлекать   внимание к себе, к знакомому предмету или действию.

Например, ребенок с планшетом подходит к учителю и нажимает на картинку с добавлением слова «пить».

  • Выполняют согласие или отказ, демонстрируют свои эмоции и чувства.

Например, учитель задает вопрос «Ты сделал?», ребенок должен выбрать на планшете значок с добавлением слова «Да - нет».

Дидактический компьютерный материал, подобранные мною, позволяет обеспечить нужное количество повторений на разных этапах работы и помогает сохранить эмоционально - положительное отношение к заданию, получить собственный опыт.

Начиная работу, с детьми ТМНР, не владеющих вербальной речью, не способных выражать свои потребности и желания: проситься в туалет, привлекать внимание взрослого к желаемому предмету, применяла предметные картинки, которые связаны с реальной действительностью. В настоящее время, использую коммуникатор «Говори молча», который озвучивает изображения или действия, что в свою очередь вызывает интерес и положительные эмоции у детей и дает им возможность для повторения или речевой имитации.  Благодаря этапной, дозированной, систематической работе с данной категорией детей, отмечается положительная тенденция не только в познавательном развитии, но и в развитии коммуникативных функций.  У обучающихся появилась мотивация обратить на себя внимание, подойти к взрослому и взаимодействовать с ним, сопровождая свои действия вокализациями, произнесением первых двух букв, коротких слов.

 

Таким образом, компьютерная приложение «Говори молча» повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, но и потому, что ребенок обретает голос и в будущем, возможно, сможет сказать то, что ему хочется, что для него важно и интересно. От значимости этих умений и соответствующих навыков зависит не только успех детей в познавательной и практической деятельности, но и их   социальная адаптация в современном обществе.

Список использованных источников
  1. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. //Информационные технологии, №6, 1998.
  2. Гриценко В.И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. К., 1997.
  3. Кручилина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения. //сборник научных трудов. 2003.
  4. Немова А.Н. Использование компьютерных инструментов в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. //Коррекционная педагогика, №2, 2012.
  5. Осмоловская И., Репина О. Проблемы использования информационно- компьютерных технологий. //Директор школы, №8, 2009.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Компьютерные науки (информационные технологии и микроэлектроника)
Ключевые слова  Информационно - коммуникативные технологии, дети с ОВЗ, средства альтернативной коммуникации


01.11.2018 14:52:21
Уважаемая Юлия Вячеславовна! Считаю, что представленные Вами тезисы нуждаются в уточнении некоторых терминов: альтернативная коммуникация - это средство общения, а не "форма языка", "языковые средства" невозможно формировать у ребенка не владеющего вербальной коммуникацией, а также в исправлении стилистических ошибок, например, "...могут использоваться в качестве:
-как средство временного общения" вместо "в качестве:
средства временного общения и т.д.
С уважением Фоменко О.В.
Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.