Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




РАЗРАБОТКА СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы: Мирошников Сергей Александрович, Кандидат психологических наук, Ткачева Любовь Олеговна , Наследов Андрей Дмитриевич
Санкт-Петербургский государственный университет
Исследование маркеров задержки психического развития относится к актуальной проблеме обеспечения специалистов коррекционного образования методиками выявления детей, нуждающихся в помощи, планирования коррекционного маршрута и индивидуального сопровождения их развития. Показаны возможности и результаты использования ПО «Лонгитюд» для решения соответствующих исследовательских и прикладных задач.

Одной из основ организации коррекционного образования является система отбора детей, для которых актуально проведение индивидуальной коррекционной программы. Такая система скрининга должна удовлетворять нескольким важным требованиям, в числе которых возможность быстрой обработки данных большого количества обследований, точность оценки вероятности нарушений в развитии, обеспечение возможностей для как можно более ранней диагностики нарушений и начала коррекционной работы.

 Реализация этих требований возможна только при использовании современных статистических подходов к анализу данных в рамках компьютерной системы сбора и обработки данных. В нашем исследовании такого рода диагностическая информационная технология была использована уже на этапе разработки шкал для скрининга, что позволило собрать большой массив данных, необходимый для выявления наиболее эффективных маркеров задержки развития, требующего дополнительной диагностики или организации коррекционных занятий.

С этой целью на первых двух целостных этапах исследования проводилось выявление прогнозных паттернов задержки психического развития (ЗПР) у детей 4 и 5 лет. Сбор данных проводился с использованием методики “Многофакторное исследование развития” в составе программного комплекса «Лонгитюд» (Иванова, Мирошников, 2001). Эта методика была выбрана на том основании, что она позволяла собирать наиболее широкий и разносторонний массив данных по когнитивному, социальному и физическому развитию детей в широком возрастном диапазоне (от 2 месяцев до 7 лет). Кроме этого, она позволяет получить данные в виде сырого массива, не искаженного встроенными в методику факторами (задаваемыми однотипными наборами заданий – субтестами). “Многофакторное исследование развития” (раннее название «Шкала развития» экспертной системы Лонгитюд) является адаптивным тестом, вопросы которого подбираются в зависимости от календарного возраста ребенка и ответов на предыдущие пункты. На вопросы теста отвечает психолог, работающий с ребенком. Вопросы касаются особенностей поведения ребенка, успешности выполнения некоторых действий в обыденной жизни или в ситуации тестирования. Содержание вопросов является достаточно типичным для тестов развития детей соответствующего возраста, но максимально широким по возрастному диапазону и охвату всех аспектов развития, обычно представленных в разных небольших тестах: память, внимание, мышление, мелкая и крупная моторика, социальная адаптация и др. При этом в разном возрасте (в диапазоне от 2 мес. до 7 лет) работают разные шкалы в соответствии с их применимостью и актуальностью (например, в раннем возрасте – восприятие и познавательная активность, слух, моторика и др., в старшем дошкольном – мышление и др. шкалы). Преимуществом использования этой методики в данном исследовании стала и её реализация в виде программно-методического комплекса, который содержит стимульные материалы, ведет базу данных, строит графики развития ребенка при лонгитюдном исследовании, проводит экспорт данных в программы статистического анализа и реализует другие необходимые исследователю функции.

В одном из ранее проведенных исследований (Miroshnikov, Nasledov, Zashchirinskaya, 2016) было показано, что имеющиеся в методике шкалы обладают достаточно высокой надежностью и прогностической валидностью в применении к дифференциации групп Нормы и ЗПР. Но полное обследование по этой методике, предназначенной для индивидуального сопровождения развития ребенка, достаточно объемно и не может использоваться как короткий скрининг для набора в контрольную или коррекционную группу, поэтому в данном исследовании была поставлена задача создания более коротких и эффективных шкал, направленных непосредственно на прогноз задержки развития. В отличие от тестов развития, в общем случае направленных на исследование особенностей типично развивающихся детей, наиболее эффективным инструментом первичного скрининга представляется набор шкал, образованных факторами из пунктов, наиболее достоверно дифференцирующих нормальное и задержанное развитие.

Для выявления таких пунктов был использован массив данных, собранных специальными педагогами и психологами, занятыми психолого-педагогическим сопровождением детей в обычных и специализированных дошкольных образовательных учреждениях. Всего было обследовано 628 4-летних детей (575 группы Норма и 53  группы ЗПР) и 604 5-летних детей (527 группы Норма и 77 детей группы ЗПР).

Для выделения набора переменных, наилучшим образом предсказывающих принадлежность к одной из 2-х групп (Норма, ЗПР), был применен дискриминантный анализ (ДА) переменных с их шаговым отбором. Для 4-леток было отобрано 56, а для 5-леток – 52 переменных, в совокупности наилучшим образом разделяющих группы. С применением факторного анализа и последующего дискриминантного анализа вычисляемых факторов, а также по результатам проверки внутренней согласованности (Альфа Кронбаха) и факторной валидности шкал (конфирматорный факторный анализ) для каждого возрастного диапазона был получен набор из 3-х факторов: 20 пунктов для 4-леток, 19 пунктов – для 5-леток (по 6 – 7 пунктов на фактор). Факторы разных диапазонов совпали по типу пунктов (для 4-леток – более простые, а для 5-леток – более сложные): 1)  «Общая осведомленность» (широта имеющихся у ребенка знаний о мире); 2) «Моторика» (наличие крупно- и тонко-дифференцированных моторных навыков) 3) «Логическое суждение» (умение делать логический вывод на основании операции сравнения и учета условий задания).

Шкалы, с максимальной точностью разделяющие группы Норма и ЗПР, разрабатывались отдельно для 4-х и 5-летних детей. Для этого использовались результаты дискриминантного анализа, позволяющего определить дискриминантную функцию (DF) – ось, проходящую через центроиды разделяемых классов (Норма, ЗПР), а также оценить вероятность принадлежности к группе ЗПР для каждой Дискриминантной оценки (DS) этой функции (Klecka, 1980). В результате были вычислены нестандартизированные коэффициенты DF(отдельно для 4-х и 5-летних детей), входящие в линейное уравнение для вычисления DSпо значениям предикторов. Разработанные шкалы демонстрируют высокую точность прогноза и более подробно описаны в соответствующих публикациях по отдельным этапам исследования (Наследов, Мирошников, Ткачева, 2018). В целом эти шкалы отличаются от шкал различных «тестов способностей» тем, что их содержание определяется не индивидуальными различиями («векторами развития») нормально развивающихся детей, а такими векторами, которые в наилучшей степени поляризуют детей группы риска по задержке развития от сверстников без особенностей в развитии.

Особенностью шкал можно считать и то, что их разработка и использование предполагает применение информационных технологий, поскольку ориентировано на достаточно объемную переработку диагностических данных (наблюдения, уровни выполнения заданий, календарный возраста ребенка в днях на момент обследования). Вычисление результата по шкале требует проведения более сложных расчетов, чем при обычном бланковом тесте, но широкое использование компьютерного оборудования современными специалистами позволяет без дополнительной специальной подготовки использовать шкалы такого типа в прикладной работе и научных исследованиях.

Основной результат данного исследования – разработка коротких шкал для экспресс-диагностики, позволяющих быстро выявить «группу риска» среди детей 4 и 5 лет, причем с очень высокой точностью:не менее 95%, что превышает существующие стандарты для скрининговых тестов (Tonelly, 2016). В настоящее время эти шкалы могут использоваться на основе данных, собираемых программным комплексом «Лонгитюд». В дальнейшем, по мере расширения шкал на другие возрастные диапазоны, они будут выделены в отдельное программное обеспечение, более сжатое по объему собираемых данных и рассчитанное только на использование в режиме скрининга для выявления детей, обладающих высоким риском задержки развития. Однако, для уточнения диагноза и отнесения задержки развития к определенной нозологической группе, а также для планирования необходимых коррекционных мероприятий, будет необходима более детальная индивидуальная психодиагностика группой специалистов. Таким образом, ожидаемый эффект от применения скрининга  – раннее выявление тенденции к задержке развития и получение возможности своевременного изменения траектории развития ребенка, а также радикальное сужение контингента детей, которым требуется особое внимание со стороны специалистов.

Исследование выполняется при поддержке гранта РФФИ № 17-06-00989-ОГН «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста».

Список использованных источников
  1. Иванова А.Е., Мирошников С.А. Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения «Лонгитюд». – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. 44 с.
  2. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. Идентификация прогнозных маркеров задержки психического развития 4-летних детей. Психологические исследования, 2018, 11(59), 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2018).
  3. Klecka, W. R. (1980). Discriminant Analysis. Beverly Hills, California: Sage Publications, S/N 07-019, p. 74.
  4. Miroshnikov S.A., Nasledov A.D., Zashchirinskaya O.V. Criterion validation of the Scale of Psychomotor Development (SPMD) in developmental delay study of pre-school children // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016. — Vol. 233, — P. 220-224.
  5. Tonelly M. et al. Recommendations on screening for developmental delay//CMAJ, 2016, vol. 188, #8, p. 579-587. DOI:10.1503/cmaj.151437
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  задержка психического развития, маркеры психического развития, скрининг


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.