Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

МБОУ КСОШ № 32 имени Героя Советского Союза М. Г. Владимирова
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании на данный момент является ключевым в его реализации. Оно помогает визуализировать учебный материал, делая возможности ребёнка безграничными. Воплощает идеи ученика и учителя. Делает урок интересным, ярким, запоминающимся, позволяет ребёнку с отклонениями в здоровье стать частью школьного коллектива. С помощью ИКТ реализуется дистанционное обучение, необходимое в адаптации ребёнка с ОВЗ в обычной школе. Именно поэтому обучение детей с ОВЗ немыслимо без ИКТ.
"Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним". Л. Н. Толстой.

Так сложилось, что в настоящее время педагогу  всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как «инклюзивное образование». Термин инклюзия  берет свои истоки из английского языка и в переводе означает « включенность». Инклюзивное образование – это образование, которое является доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, оно включает детей с ОВЗ  в процесс обучения, получения знаний. Идеология, положенная в основу такого образования, полностью исключает какую-либо дискриминацию детей. Наоборот, инклюзивное образование предполагает создание специальных условий для детей, которые в связи с теми или иными проблемами здоровья не могут усваивать общую образовательную программу. Стараясь разработать подход к преподаванию и обучению, инклюзивное образование развивает методы и приемы, которые направлены на развитие и обучение детей с ОВЗ.

Меня как учителя литературы и классного руководителя ребёнка-инвалида  всё время волновали такие  вопросы: как найти эффективный, совершенный метод преподавания материала? Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья обогатить свои знания по школьному предмету? Как помочь ему после каждого занятия ощущать  радость от общения и обмена информацией? Как облегчить адаптацию такому ребёнку в обычной школе, а у его сверстников развить толерантность и ответственность?

Наверняка, каждый учитель, стараясь найти ответы на данные вопросы, обращается  за помощью к информационным технологиям, которые помогают разнообразить и усовершенствовать процесс обучения. На данный момент не является секретом, что  применение информационно – коммуникационных  технологий дает учителю возможность сделать урок ярким и содержательным, а рабочую программу интересной не только для ребёнка с ОВЗ, но и для всего класса в целом. Справиться с такой задачей может помочь только неординарный подход к делу.

 В настоящее время все информационные технологии, так или иначе, связаны с применением компьютера, поэтому термин «информационные технологии» зачастую является синонимом термина «компьютерные технологии». Использование на уроке компьютера очень актуально, практично. Это ускоряет процесс обучения, обмена информацией учителя и ученика.

На сегодняшний день каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его общение с детьми было эмоциональным, живым, увлекательным. А в   обучении детей с ОВЗ это также неотъемлемая часть образовательного процесса. Практика показывает, что использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ позволяет создать индивидуальные образовательные возможности.

Первым из главных преимуществ использования компьютерных средств является возможность инклюзивного обучения  дистанционно. Домашнее обучение детей с ОВЗ – это один из вариантов обучения детей-инвалидов, длительно болеющих детей. Это вариант, но не выход из ситуации. Лично для меня на уроках литературы способ  дистанционного обучения очень актуален и практичен. Являясь не только учителем  ребёнка с ОВЗ, но ещё и классным руководителем, я нашла оптимальный вариант реализации учебных и творческих возможностей ребёнка. Мне всегда хотелось, чтобы Софья, несмотря на постоянное отсутствие в школе, могла включаться в живую беседу на уроке. Я смогла реализовать эту идею с помощью WI-FI, благодаря которому  ребёнок может  подключиться к ПК учителя. Данный процесс помогает ускорить достижения прогресса в социальном развитии ребёнка с ОВЗ. При этом оно полностью исключает препятствия получения качественного образования здоровым детям. Таким образом, данный процесс не ущемляет Софью в её правах на получение образования наряду с одноклассниками. 

Также, компьютерные средства обучения в образовании детей с ОВЗ дают возможность визуализировать предоставляемый учебный
материалс помощью различных онлайн программ. Таким образом, возможность наглядного отображения информации позволяет  повыситьэффективность любой деятельности ребёнка. Компьютерная визуализация учебной информации одно из наиболее перспективных направлений в системе современного образования.

На просторах интернета есть множество онлайн программ, способствующих развитию творческих и познавательных возможностей ребёнка. Для меня самой актуальной является программа  Prеzi.com. С помощью этого онлайн сервиса Софья может создать презентацию с нелинейной структурой. Данный вид работы имеет ряд положительных сторон: созданная презентация может поместиться на одной картинке, но при этом не исключается возможность любой элемент презентации увеличить для более детального изучения; наличие готового шаблона позволяет ребёнку быстро и качественно создать презентацию на конкретную тему урока; возможность визуализации любого изучаемого на уроке материала        ( биографии поэтов и писателей, прочтение объёмных литературных текстов, классификация героев). Таким образом, работа на уроке с помощью реализации возможностей Софьи проходит наиболее продуктивно. Это помогает ребёнку завоевать авторитет одноклассников, поскольку материал, представляемый Софьей, всегда интересный. Она постоянно использует творческий подход к выполняемой работе, что не оставляет равнодушными одноклассников. Здоровые дети в классе, также излагая какой-либо материал, делятся своими знаниями с Софьей. Таким образом происходит взаимообогащение знаниями, умениями и навыками.

Для контроля подготовки и закрепления материала я использую онлайн тесты, которые также Софья и одноклассники составляют сами, обмениваются ими, а затем проверяют друг друга в правильности ответа.

 Из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что использование ИКТ в целях реализации инклюзивного обучения необходимо. Только с помощью него социальная интеграция будет пониматься как конечная цель специального инклюзивного обучения включающего индивидуума в жизнь общества. При этом образовательная интеграция, продолжая являться частью социальной интеграции, будет рассматриваться как процесс обучения и воспитания особых детей совместно с обычными.



Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.