Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XVIII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2018»

20-21 ноября 2018 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ ДЛЯ ПРИКЛАДНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: Мирошников Сергей Александрович 1, Кандидат психологических наук, Лирман Елена Витальевна  2, Плисенко Маргарита Александровна  2, Серебрякова Наринэ Витальевна  3
1 Санкт-Петербургский государственный университет, 2 ГБДОУ детский сад №15 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, 3 Московский городской педагогический университет
Качество и эффективность работы коррекционного педагога во многом зависит от используемых методик. Компьютерная версия Речевой карты логопеда направлена на помощь педагогу в выполнении большого объема бумажных операций, на увеличение времени для работы с детьми, родителями и снижение профессионального выгорания. В докладе описан функционал текущей версии этой методики и направления ее развития.

Выполнение обязанностей специального педагога (логопеда, дефектолога) в дошкольном учреждении и школе включает себя все более значительный объем стереотипной работы, непосредственно не связанной с диагностической и коррекционной работой с детьми. Это сбор и организация печатного стимульного материала (изображений, текстов), регистрация и обработка данных, написание типовых текущих и итоговых отчетов (Речевых карт, сводных таблиц, планов и др.). Такая нагрузка уменьшает время на методическую подготовку к занятиям с детьми и консультирование родителей, повышает утомляемость педагогов и снижает качество работы специалистов.

Эта проблема делает все более актуальной разработку компьютерных инструментов для автоматизации рутинных операций по подбору стимульных материалов, сбору и математической обработке диагностических данных, подготовке отчетов. Такого рода системы уже разработаны для разных сфер деятельности, в том числе для психологической диагностики. Проблема обследования состояния речи ребенка имеет большое значение для диагностики речевых нарушений. В компьютерных методиках, ранее разработанных для этих целей, были представлены только отдельные средства, реализующие более узкий набор задач. Например, только выбор шаблонных формулировок по результатам обследования с последующим сведением их в отчет или работа только с одним определенным возрастом, а также другие ограничения в возможностях использования.

При разработке новой методики была запланирована реализация максимального объема операций, которые логопед мог бы поручить своему компьютерному помощнику: подбор материалов для обследования в соответствии с возрастом ребенка и разделом обследования, предъявление материалов (в т.ч. вывод на проектор или другой экран, распечатка), регистрация результатов, автоматический анализ степени их соответствия возрастной норме, интеграция результатов по разным заданиям в общие шкалы, подготовка полного и краткого отчета в формате стандартной Речевой карты, соответствующей типовым картам, утвержденным для использования в образовательных организациях.

Разработка данной методики проводилась в рамках развития программного комплекса Лонгитюд, предназначенного не только для прикладных целей, но и для исследовательских работ, поэтому в возможности методики также включено получение количественных результатов по разным шкалам речевого развития и экспорт данных в программы статистического анализа. Эти же данные необходимы и для стандартизации методики как психометрического инструмента, что переводит речевую карту на другой уровень качества диагностической методики. Кроме того, в этом программном комплексе присутствуют методики для всестороннего психологического обследования развития ребенка, что позволяет, при необходимости, провести полный анализ всех сторон развития и консультацию, а также спланировать коррекционную работу специалистов.

Для достижения поставленных целей разработчики экспертной системы Лонгитюд, на базе экспериментальной площадки факультета психологии Санкт-Петербургского университета, специализированного речевого ДОУ 15 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, совместно с логопедами и дефектологом ДОУ начали работу над новой методикой, которая получила название «Речевая карта» в ПО Лонгитюд.

На первом этапе проводился сбор критериев оценки речевого развития по всем необходимым разделам (неречевые психические функции, состояние мимической мускулатуры, состояние артикуляционной моторики, просодическая сторона речи, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, фонематическая сторона речи, импрессивная речь, экспрессивная речь, и др.) В качестве структурной и методической основы использовалось общее содержание типовых Речевых карт, утвержденных для работы специалистов образовательных учреждениях (авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Л.В. Лопатина, Н.В. Нищева и др.), а также материалы «Схемы обследования ребенка с Общим недоразвитием речи» (составители:  Н.В.Серебрякова и Л.С.Соломаха).

Для интерфейсов сбора данных и вывода стимульных материалов, а также для математической обработки и статистического анализа данных использованы программные блоки, разработанные ранее для Многофакторного исследования развития (Шкала развития) и других методик в составе программного комплекса «Лонгитюд» (Иванова А.Е., Мирошников С.А., 2001).

При этом для каждого критерия оценки формулировались задания и подбирались стимульные материалы (тексты, изображения) для их использования в программном обеспечении. Для каждого критерия также необходимо было определить возрастной диапазон и первичные ориентиры для нормирования (данные о соответствии этому критерию детей нормативной группы разного возраста), поскольку в обязанности программы было включено и определение соответствия возрастной норме по каждому выполняемому заданию. В результате творческой группой был сформирован набор шкал и соответствующих критериев, который далее уточнялся на этапе первичного набора данных. На этом этапе проводилась отладка функций программы (вывод заданий, стимульных материалов, прием данных, хранение, просмотр, корректировка, обработка, вывод текстовых и табличных результатов). Одновременно продолжалось уточнение формулировок всех текстовых материалов (от заданий до заключений по параметрам) и подбор иллюстраций.

На текущем этапе разработки методики полностью реализован сбор информации о речевом развитии ребенка с учетом его возраста, а также обработка и вывод информации в виде полной и краткой Речевой карты в формате Word, удобном для просмотра, корректировки и распечатки. В частности, это заключения по всем шкалам, результаты выполнения отдельных заданий, табличные данные по состоянию звукопроизношения, как общие данные, так и выборка, которая может использоваться логопедом в качестве плана работы с ребенком по коррекции звукопроизношения.

В настоящее время эта методика успешно проходит апробацию и используется в рабочем режиме в нескольких дошкольных учреждениях и психолого-педагогическом центре в Санкт-Петербурге, а также проходит апробацию в других регионах Российской Федерации. По отзывам логопедов и дефектологов, использование этой методики сокращает время обследования и позволяет специалисту больше внимания уделять работе с ребенком и консультированию родителей. Для образовательных учреждений это обеспечивает более точную и полную диагностику, а также возможность получения в любое время данных о состоянии развития речи детей, о динамике их речевого развития в электронном и бумажном форматах, индивидуально или для группы.

Одним из преимуществ компьютерной методики является возможность ее развития и обновления, благодаря чему после готовности блока диагностики устной речи, достаточной для использования в дошкольных учреждениях, мы смогли начать работу над новой версией, включающей блок диагностики состояния письменной речи для логопедов школ. Разработка методики будет продолжена и далее с учетом отзывов и предложений пользователей по повышению удобства работы с методикой и расширению ее возможностей. Продолжается и работа по улучшению качества графических материалов. На этапе отбора заданий первоначально использовались подходящие изображения различного качества, используемые логопедами на карточках для проведения диагностики в обычном режиме, по мере выхода новых версий программы эти изображения заменяются на более современные, в ряде случаев с необходимым обновлением их содержания в сотрудничестве с художниками-иллюстраторами детской литературы (например, изменения в лексике, связанные с использованием бытовой техники).

На следующем этапе, по аналогии с психологической методикой «Многофакторное исследование развития», мы планируем провести работу над рекомендательным блоком, или базой знаний, из которой будут подбираться рекомендации по занятиям с ребенком. Среди возможностей развития этой методики также создание версий или форм обследования для детей с разными видами или степенью нарушений, в том числе относительно кратких или углубленных, автоматизированное создание графиков результатов по возрастам обследования, и другие направления.

Специалисты, заинтересованные в использовании Речевой карты, могут принять участие в следующих этапах апробации, разработки, сбора нормативных данных и получить лицензию на программное обеспечение по договору о сотрудничестве. Такая совместная работа специалистов в формате межвузовской «виртуальной лаборатории» ранее позволила создать ряд новых методик в составе ПО Лонгитюд. Для новой Речевой карты, как можно надеяться, этот подход также позволит максимально оптимизировать интерфейс и функционал методики, а также провести нормирование методики на основе достаточно репрезентативных данных, представляющих разные регионы Российской Федерации.

Информация для заинтересованных специалистов представлена в специальном разделе на сайте ПО Лонгитюд (do.testpsy.net), где также можно скачать дистрибутив программы, установить его на компьютер и познакомиться с методикой непосредственно в работе.

Список использованных источников
  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций.— СПб.: Детство-Пресс, 2000. 240 с.
  2. Иванова А.Е., Мирошников С.А. Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения «Лонгитюд». – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001.
  3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Серебряковой Н.В. – СПб.: КАРО, 2014. – 64 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Речевая карта, логопед, состояние речи, речевое развитие


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.