���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с детьми, имеющие нарушение зрения.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Таганрога, детский сад № 37
Содержание статьи раскрывает уровни информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) педагогов и описывает опыт применения информационно-компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога.

Современная система профессионального образования России находится в состоянии модернизации.  Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, где основной упор делается на создание технически оснащенной, единой информационной образовательной среды. Доступная информационная среда должна быть гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для использования в учебном процессе педагогом и его воспитанниками.

Использование информационно - компьютерных технологий (ИКТ) в современном мире стало частью культуры и необходимой нормой. Возможность иметь компьютер всегда под рукой жизненно важна для современного педагога. Конечно, компьютер рассматривается не как игровое устройство, а как информационная система, включающаяся в различные направления образовательного процесса. Это позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Мы сталкиваемся с проблемой: не все педагоги обладают информационно-коммуникативной компетенцией.  Это в свою очередь побуждает нас, педагогов, к постоянному развитию, освоению новых профессиональных и личностных качеств, подталкивает к осознанному анализу своей деятельности, информационно-коммуникативному росту. Современный педагог должен совершенствовать свою информационную грамотность: знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.

Информационно-коммуникационная компетентность педагога - это не только использование различных средств информационно-коммуникационных технологий, но и эффективное применение их в педагогической деятельности. Существуют следующие уровни информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) педагогов:

  • базовый уровень – общепользовательская ИКК

(ИКТ грамотность);

  • общепрофессиональный уровень – общепедагогическая ИКК

(ИКТ умелость);

  • углубленный профессиональный уровень – предметно-педагогическая ИКК – (ИКТ компетентность)

ИКТ-грамотность:

  • наличие представлений о функционировании компьютера и дидактических возможностях коммуникационных технологий;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office (Word, PowerPoint);
  • использование Интернета и цифровых ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

ИКТ-умелость:

  • овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
  • овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации педагога;
  • овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

ИКТ-компетентность:

  • овладение педагогами приемами разработки планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
  • изучение и обобщение опыта использования ИКТ в педагогической деятельности;
  • участие в формировании сетевых педагогических сообществ.

Причины недостаточной информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО:

  • возрастной состав воспитателей. Преобладание работников от 40 лет и выше
  • низкий уровень мотивационной готовности педагогов дошкольников к внедрению информационно-коммуникативных технологий в профессиональную деятельность
  • недостаточное количество курсов повышения квалификации педагогов (их высокая стоимость)
  • недостаточность просветительской работы
  • недостаточная степень оснащенности средствами информационно-коммуникационных технологий дошкольных образовательных организаций

В рамках этой статьи мы хотим поделиться нашим опытом по совершенствованию информационно-коммуникативной компетенции учителя-дефектолога. Мы работаем тифлопедагогами в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Нам очень повезло, мы прошли обучение в институте повышения квалификации по курсу «Введение в информационные и образовательные технологии XXIвека» по программе «IntelОбучение для будущего» и обучение в негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования институте информационных технологий «АйТи» по программе «ИКТ в профессиональной деятельности». Обучение мы начали, имея элементарные навыки информационной грамотности. Со временем мы значительно повысили свой уровень и теперь имеем углублённые профессиональные знания и информационно компетентны. Период обучения был очень сложен, молодые педагоги быстро схватывали новую информацию, нам же приходилось долго практиковаться и постоянно обращаться к лекциям. Результат не заставил долго ждать. Теперь в нашем детском саду у каждого специалиста есть свой компьютер, мы владеем всеми современными информационными технологиями. Это помогает нам чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Используемые нами адаптированные компьютерные игры, разнообразные задания, мастер-классы, мультимедийные презентации стали ярким средством обучения для детей с ОВЗ, средством коммуникации, помогают нам в совместной деятельности с педагогами и родителями. Самым большим нашим достижением стало разработка согласно нашего тематического плана виртуальных экскурсий. Наши дети, имеющие разнообразные нарушения зрения, путешествуют по историческим местам нашего города и страны. Что значительно повышает их познавательную активность. Сейчас мы разрабатываем комплекс диагностических компьютерных заданий для проведения диагностики развития познавательных процессов наших воспитанников.

В нашей работе мы придерживаемся определённых правил: во-первых-все игры мы тщательно перерабатываем и отбираем в работу из большого множества только те, которые соответствуют нашим требованиям; во-вторых-к работе допускаются дети, у которых на достаточном уровне развито сенсорное восприятие и социально-бытовая ориентировка (с детьми, у которых не развиты это качества, мы отрабатываем их сначала на настольно-печатных, дидактических играх индивидуально и только потом допускаем к компьютеру); в-третьих-соблюдение всех санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

Очень хочется, чтобы управление образования выделяло средства на оснащение дошкольных образовательных организаций средствами информационно-коммуникационных технологий; обеспечивало прохождение педагогами дошкольных образовательных организаций бесплатных курсов повышения квалификации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе с детьми.

Подведя итог, хочется подчеркнуть ещё раз, что компьютер открывает ребенку мир огромных возможностей. Умело подобранные задания, учитывающие возможности детей с ОВЗ, развивают мышление, воображение, исследовательские, рефлексивные, самооценочные способности, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества, вырабатывают положительные эмоции от чувства достигнутого успеха, что ведёт к повышению познавательных и творческих способностей детей.  А мы, педагоги, должны не бояться, активно использовать современные компьютерные технологии. Повышать свою педагогическую компетенцию в освоение передового опыта по использованию ИКТ в процессе работы с дошкольниками ОВЗ.

Список использованных источников
  1. 1. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
  2. 2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. 3. Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
  4. 4. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  Информационно-коммуникативные технологии, учитель-дефектолог

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.