���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

«Организация и проведение сетевых образовательных проектов как средство достижения нового качества образования через развитие информационной образовательной среды средствами ИКТ»

ГКОУ РО "Ростовская санаторная школа-интернат № 28"
Учитывая требования, предъявляемые ФГОС к ИКТ-компетенциям младших школьников, целью деятельности педагогического коллектива Центра является повышение качества образовательного процесса, определение эффективных педагогических условий способствующих всестороннему развитию личности на основе усвоения УУД с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» А.П. Семёнов

В современном мире IT-технологии входят в различные сферы нашей жизни. Образование не является исключением. Для детей России дистанционное образование является возможностью получить качественное образование в независимости от территории проживания и особенностей здоровья. ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» одна из первых в России предоставила своим ученикам возможность получения образования в дистанционной форме. За 9 лет педагогами школы накоплен уникальный опыт сетевого взаимодействия с обучающимися, проживающими на всей территории Ростовской области. Особое место в информационно-образовательной среде ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. Сетевой образовательные проект (далее СОП) – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся, объединённых общей темой, целью, формами работы и методами исследования. В своей работе учителя Центра используют проекты: исследовательские («Гражданин своей страны»), творческие («Что за прелесть эти сказки!»), ролевые («Краски осени»); монопроекты, межпредметные; индивидуальные и групповые. Систематическая практика в совместной деятельности позволяет сформировать у учащихся не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей. Основным видом деятельности в СОП является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах сети  Интернет. Наиболее часто используемые - «облачные» сервисы от поисковой системы Google. Одно из преимуществ Google Диск является возможность совместной работы над документом несколькими участниками СОП, при этом доступ к файлу может осуществляться с любого компьютера, имеющего выход в сеть Интернет. Коллектив школы находится в постоянном поиске новых образовательных технологий, применимых в дистанционном образовании и технология СОП постоянно обогащается новыми формами заданий. На примере одного из интегрированных сетевых проектов “Что за прелесть эти сказки…” (по сказкам А.С. Пушкина), проведенного в нашем Центре, можно рассказать как идет формирования ИКТ-компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС. Целью данного проекта является формирование ключевых компетентностей учащихся: проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций с использованием технологий XXI века. Определившись с темой, целями и задачами, сроками реализации СОП, подобрав задания для этапов проекта, творческая группа учителей разрабатывает Положение сетевого проекта, инструкции к каждому заданию, критерии оценивания, создает сайт, используя возможности Google Сайты. Перед началом работы над СОП, со всеми участниками, тьюторы или учителя начальных классов проводят урок-презентацию “Я и сетевой проект”, на котором выявляется понимание учащимися темы проекта, первоначальные представления. Участники СОП знакомятся с сайтом проекта, инструкциями каждого конкурса, правилами работы в Google Презентации, Google Таблицы, Google Документы, правилами работы и общения в сети Интернет. Учащимся предлагается сформулировать основополагающий вопрос проекта. В данном проекте был сформулирован вопрос: “Почему мы любим и читаем сказки Пушкина?” Обязательным этапом проекта является этап знакомства со всеми участниками проекта. В СОП “Что за прелесть эти сказки...” такой этап назывался “Давайте представимся!” Ребята создавали визитную карточку команды в общей презентации, для создания которой использовались возможности Google Презентации. Для выполнения следующего конкурса “Эрудиты” участники проекта познакомились с правилами работы в сервисах LearningApps, “Фабрика кроссвордов”, где необходимо было создать свой кроссворд по сказкам А.С. Пушкина и отгадать кроссворды команд соперников. Конкурс “Шифровальщики” был выполнен в Google Формы для 1-2 классов, Google Документы для 3-4 классов. Ученикам 1-2 классов были предложены для решения 10 ребусов, 3-4 классов организаторы проекта предложили прочесть “Кроссенсы”. Творческий конкурс “Художники-иллюстраторы” состоял из двух этапов. Первый этап предполагал создание собственного рисунка в любой технике или с использованием различных электронных программ для рисования (GIMP, Paintbrush, ArtRage и др.) к любой из сказок.  Второй этап конкурса предлагал ученикам собрать пазлы, созданные участниками проекта. На этапе “Искусствоведы-детективы” участникам команд СОП необходимо было выступить в роли частных детективов и искусствоведов. Частным детективам в сети Интернет необходимо было разыскать памятники героям сказок А.С. Пушкина в разных городах нашей Родины. Собрав сведения и фотографии, искусствоведам предлагалось выполнить творческую работу “Памятники героям сказок А.С. Пушкина”. Для создания итоговой творческой работы по данному конкурсу ученики использовали возможности таких платформ, сервисов, программ как: Tilda - создан лонгрид “Памятники знаменитым героям сказок Пушкина”; Padlet - оформлена интернет-газета “Самые известные памятники героям сказок А.С. Пушкина”; выпущен буклет “Герои сказок А.С. Пушкина в камне”; Prezi - выполнена интернет-презентация “Памятники героям моих любимых сказок”; “Творчество А.С. Пушкина”; Keynotе, iMovie - созданы видеоролики “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, “По следам героев сказок Пушкина”; Google Презентации - выполнены презентации “Что за прелесть эти сказки”, “Памятники золотой рыбке”, “Прогулка по Ростову-на-Дону. Пушкин и его герои”. Заключительным конкурсом СОП был конкурс “Сочинители-фантасты”. Конкурс позволил ребятам выступить в роли сказочников. Командам необходимо придумать свое окончание сказки “Джуна и Мервин”. Сказка предложена участникам в Google Документы. Участие в сетевых образовательных проектах позволяет сделать вывод о том, что образовательный потенциал их заключается: в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний, изучения методов научного познания, рефлексии и интерпретации результатов; в развитии коммуникативных навыков, формировании интеллектуальных умений учащихся; в развитии критического мышления и навыков самооценки, способствуют социализации и индивидуализации личности.  Работа над СОП способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей, таких как социальное партнерство, толерантность, диалог, чувство ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации. Правильно организованная информационно – образовательная среда, грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что является условием достижения нового качества образования, т.е. позволяет более качественно формировать ИКТ-компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  сетевые проекты, ИКТ-компетенции младших школьников, новое качество образования, информационная образовательная среда

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.