���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Авторы: Легконогих Александр Николаевич 1, Рощина Марина Владимировна  2
1 Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Донской государственный технический университет (ФГБОУ ВП ДГТУ), Ростов-на-Дону
Целью статьи является обоснование важности и конструктивности нахождения таких методических приемов работы с учениками начальной школы, при которых дети будут вовлечены в образовательный процесс с правильным подходом использования информационных технологий и осознания их необходимости в дальнейшем получении образования, профессиональных знаний, умений и навыков.

Современный преподаватель уже в начальной школе начинает не только приобщать учеников к использованию современных информационных технологий, но и разрабатывает методические материалы, которые способствуют лучшему и эффективному восприятию образовательного процесса.

Дошкольное образовательное учреждение или начальная школа – это образовательные конгломераты, которые «… призваны формировать личность человека с младенчества вне тех жизненных правил и схем, которыми ребенка наделяет его семья. Однако педагоги начальной школы способны профессионально вносить коррективы в этот процесс, – использовать корректные и этичные подходы к социализации, коммуникации и коммуникабельности обучающегося, не уменьшая при этом роли и значимости его семьи и ее культуры …» [1, с. 30]. Информационные технологии в этом направлении являются достаточно эффективным методическим инструментом текущего информационно-компьютерного столетия.

В данном аспекте представлено множество научных и практических публикаций, которые подтверждают актуальность выбранной темы и направляют исследование в русло вполне обоснованного факта и неопровержимых доказательств применения информационных технологий в образовании детей на протяжении начального образования.

Исходя из российского законодательства, «… начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) …» [3]. Информационные технологии в этой связи являются инструментом, который позволяет каждому преподавателю не только привить эти навыки, но и донести до обучаемого суть изучаемого предмета, используя индивидуальный подход, персонификацию методов обучения.

Следует пояснить, что информационные технологии – это не только использование компьютера в обучении детей – это еще и презентация учебного материала в формате, который понятен детям, который сам по себе может быть интерактивным инструментом установления контакта между ребенком и преподавателем.

В интерактивной форме обучения есть как преимущества, так и недостатки. В ряду первых обозначим: представление учебного материала и, в целом образовательного процесса, в наглядной форме и показ того, как можно и необходимо в современных условиях находить информацию, использовать ее в любом возрасте, но с целью получения умений, знаний и навыков овладения техникой обучаемости. Преподаватель в этом случае выступает единственным связующим звеном и обучаемый должен осознавать, что презентация информационных технологий – это не только игровой, но и важный для его образования процесс. Еще одним преимуществом является демонстрация быстрого поиска необходимой информации, интересного и полномасштабного наглядного материала – от презентаций в Интернет до работы с такими программами, как Photoshop, Excel, а также поисковыми системами по типу Яндекс и Google. Каждый современный ребенок сегодня настолько привык к гаджетам, компьютеру и проч., что нам, порой, кажется, удивить его практикой использования информационных технологий невозможно. Однако повернуть навыки ребенка в русло образования, заинтересовать возможностями информационных технологий в плане его развития, интеллектуального и культурного – это важный шаг со стороны каждого педагога, и здесь уже важно разрабатывать специальные методические пособия, материалы, проекты, мультимедийные продукты, которые бы при внутренней адаптации к конкретному образовательному заведению способствовали вовлечению ребенка в образовательный процесс с перспективными преимуществами обеих сторон.

Однако использование информационных технологий в начальных школах может показать и негативные стороны этого процесса. Так, вовлекая учеников в образовательный процесс, преподаватель может навязывать собственный взгляд на использование информационных технологий, тем самым, уменьшая значимость самостоятельного познания, работы и получения навыков со стороны обучаемого. Если преподаватель является авторитетом для ребенка в начальной школе, то здесь идет прямое угнетение индивидуальности ребенка. Данное утверждение не является категорическим и распространенным явлением в начальном образовательном процессе, но такой антиэффект встречается.

Обсуждая важность внедрения информационных технологий в начальной школе, мы старались отразить все эквиваленты использования новых информационных технологий обучения. Существует множество неоднозначных мнений по данному вопросу и часто, тестируя родителей дошкольников, имеющих разный собственный опыт обучения, мы приходим к выводу, что, несмотря на популяризацию информационных и компьютерных технологий, невозможности в настоящее время обойти их, фактически около 47% родителей уверены, что в начальной школе важно прививать другие знания, умения и навыки – без использования со стороны детей информационных технологий. Однако такое утверждение, хотя и имеет весомые оправдания, противоречиво. Также очевидно, что сам образовательный процесс, омолаживание преподавательских кадров, оснащение школ техникой и компьютерными технологиями и все большее проникновение этого процесса в регионы, приводят к тому, что ни одна школа уже не может абстрагироваться от информатизации и компьютеризации и вести образовательный процесс по-старому.

В этой связи педагоги начальной школы вырабатывают для себя методические стратегии демонстрации образовательного материала, подходя к этому с позиции визуализации, тестового режима, деловых и командных игр, разрабатывают пассивные (компьютерные) и активные (игровые в реальном пространстве) квесты, которые способствуют лучшему развитию обучающегося, быстрому пониманию и запоминанию образовательного материала. Кроме того, такой формат не дает ребенку в начальной школе получить негативные эмоции от обучения – он все воспринимает вполне позитивно, «… благодаря чему, в сознании детей формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер …» [2].

Исходя из сравнительного анализа преимуществ и недостатков использования новых информационных технологий обучения в начальной школе, можно сделать вывод, что преподаватель может разрабатывать методический материал с учетом специфики учебного заведения. Информационные технологии, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе, должны гармонично и не нанося вреда эмоциональному развитию обучающихся детей, интегрироваться во все доступные средства получения информации и работать в аспекте совершенствования личности и индивидуальности ребенка.

Таким образом, методическая работа преподавателя начальной школы в условиях использования новых информационных технологий обучения заключается в следующем: разработке методического материала, адаптированного к понимаю и потребностям ребенка; формировании навыков работы с компьютерными программами посредством методических пособий, конструкторов и демонстрационных игр; разработке механизма интерактивной работы внутри одного образовательного класса с четкой персонализацией методического материала под данный класс. При внедрении несложных авторских рекомендаций можно достичь более высоких и эффективных показателей обучаемости детей в начальной школе.

Список использованных источников
  1. Легконогих А.Н. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольный образовательный процесс: прикладной характер / Сборник научных трудов участников XVIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «ИТО – 2018» (20-21 ноября 2018 г. – Ростов-на-Дону, 2018 – 140 с.
  2. Никулина Г.С. Информационно-коммуникационные технологии. URL: / https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/02/19/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-0 (дата обращения: 02.10.2019)
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование [Электронный текст] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479217971de7ae4/ (дата обращения: 12.09.2019).
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  начальная школа, образование, информационные технологии обучения, интерактивная форма обучения

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.