���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ПЛАТФОРМА ДЕМОНСТРАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА

Автор: Эпова Надежда Павловна, Кандидат психологических наук, Доцент, заслуженный работник образования Забайкальского края (почетное звание и нагрудный знак)
ГБОУ ДПО Ростовской области "Ростовский и институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Статья посвящена обзору деятельности создаваемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Автор раскрывает цели, задачи и виды деятельности специалистов таких центров, раскрывает содержание компонентов образовательной среды центра, особо выделяя ресурсы электронных платформ и дистанционного обучения, рассуждает о новых моделях профессионального поведения учителя будущей школы.

Достижение целей Национального проекта «Образование» по обеспечению глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождению Российской Федерации в число ведущих стран по качеству общего образования во многом зависит от личности педагога, его профессионально-личностной позиции, являющейся деятельностным выражением профессионального сознания [1].

Профессиональная деятельность современного педагога погружена в контекст инновационного пространства системы российского образования, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способностей к личностному и профессиональному росту. Новая образовательная парадигма и новое поколение детей требуют новой методологии и теории педагогики как науки и ее практических агентов – педагогов, устремленных в будущее, созидающих современную образовательную экосистему и демонстрирующих новые образцы поведения. Таким образом, важнейшим по ценностной сути и выполняющим роль сердечника Национального проекта «Образование» является федеральный проект «Учитель будущего». Проект направлен на решение следующих задач:

- внедрение Национальной системы учительского роста (далее – НСУР), охватывающей не менее 50% учителей, и нацеленной на создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов педагогов;

- непрерывное развитие профессионального мастерства работников системы образования и существенное обновление содержания программ повышения квалификации;

- модернизацию системы методической поддержки педагогических работников путем создания правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения квалификации, в том числе активно использующие дистанционные формы обучения;

- формирование условий (системы) для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;

- внедрение системы аттестации руководителей школ.

В рамках проекта «Учитель будущего» планируется организация деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, образующих федеральную сеть центров непрерывного развития.

Среди видов деятельности Центров непрерывного повышения профессионального мастерства:

- реализация программ дополнительного профессионального образования «эксклюзивного» содержания;

- проведение диагностики профессиональных компетенций педагогов и проектирование их индивидуальных образовательных траекторий;

- организация, сопровождение и развитие программ стажировок;

- формирование и сопровождение деятельности площадок для развития профессиональных педагогических сообществ;

- внедрение моделей «горизонтального обучения»;

- активное использование цифровых технологий при реализации образовательных проектов [1, с. 14-15].

Образовательная среда центров будет носить комбинированный характер, включать оффлайн-формат и онлайн-платформу, нацеленные на создание практико-ориентированных моделей обучения. Для обучения в дистанционном формате на онлайн-платформе центра должен быть выделен специальный сегмент, предоставляемый ресурсы использования цифровых технологий при реализации образовательных проектов педагогов. Оффлайн образовательная среда может содержать традиционные интерактивные формы - лекции, семинар, игротехники, модерации, тьюториал, тренинги, коучинг, наставничество, командный коучинг. Эффективность применения продемонстрируют технологии комбинированного (смешанного) обучения (blendedlearning).

Стоит предположить, что появление таких центров непрерывного повышения профессионального мастерства будет ориентировано, в том числе на полномасштабную модернизацию методической работы, ее переориентацию на специфику вопросов обновления профессиональных компетенций и повышение уровня управленческих и педагогических кадров.  Важнейшим аспектом деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников станет методическая работа, которая будет неразрывно связана с деятельностью профессиональных ассоциаций, с использованием форматов постоянного обмена опытом и лучшими практиками. Будет методически и организационно поддержано «горизонтальное обучение» педагогов и управленцев через сетевые профессиональные сообщества. Педагогические работники должны будут объединяться в профессиональные сообщества на добровольной основе, иметь общие интересы в вопросах профессионального роста и обсуждения значимых для них профессиональных проблем.В целом стоит задача создания сообщества «сообществ практики», образовательных технологий, ориентированных на реальную практику и меняющуюся социокультурную ситуацию. Предполагается, что региональные центры непрерывного повышения профессионального мастерства станут своеобразными «локомотивами», продвигающими вперед новую концепцию обучения [2, с. 17]. В методических рекомендациях, посвященных вопросам организации центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства, сказано: «центры – динамичные методические системы, обеспечивающие возможности для своевременной адаптации педагогов к меняющимся условиям (технологии и содержание образования). Центр в своей деятельности должен быть ориентирован на результаты диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и анализ запросов педагогических работников на овладение новыми профессиональными компетенциями. В связи с этим методический центр берет на себя функции анализа диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывает им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, организует обучение по эксклюзивным модулям программ повышения квалификации и модулям, которые реализуются в форме стажировок, задействует ресурс профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций для «горизонтального обучения» в рамках системы Р2Р, организует другие образовательные активности»[2, с. 19].

Мы уверены, что востребованной станет организация образования для педагогических школьных команд по освоению технологий проектной деятельности, исследовательского обучения, основанного на увлечении детей миром знаний; форм обучения разнообразных групп обучающихся (дети с особыми образовательными потребностями – одаренные, с ограниченными возможностями здоровья; дети, для которых русский язык не является родным и др.).

Обучение в центрах будет ориентированно на развитие рефлексивного поведения и перспективной рефлексии, позволяющих педагогам формировать оценочные суждения относительно собственного предыдущего опыта и создавать видение ближайшего будущего. Кроме того, будут созданы условия для научно-исследовательской деятельности педагогов.

На базе центров будут демонстрироваться образцы профессионального поведения, указывающие способы и пути адаптации к меняющимся условиям и обеспечивающие подготовку слушателей к выполнению новых видов профессиональной деятельности. К освоению педагогам будут предлагаться новые форматы профессиональной деятельности учителя будущей школы: модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания. Для демонстрации новых форматов профессиональной деятельности и поведения в центрах должны работать следующие специалисты: игромастер, координатор образовательной онлайн-платформы, модератор, организатор проектного обучения, разработчик образовательных траекторий, тьютор, директор публичных программ, ментор стартапов, коуч, тренер по майн-фитнесу и разработчик инструментов обучения состояниям сознания.

Таким образом, для решения задач создания современной образовательной экосистемы, необходимы обновленные структуры, действующие на иных подходах к организации деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций работников образования и предлагающие новое содержание профессионального сопровождения педагогов российской школы.

 

Список использованных источников
  1. Эпова Н.П., Ресурсы профессионально-личностного развития учителя, обучающего русскому языку в инклюзивной школе, в условиях реализации национального проекта «Образование» [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – С. 128.
  2. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров оценки профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Утверждены заместителем Министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 1марта 2019 г. МР-15/02 вн. Режим доступа: www. http://docs.cntd.ru/document/561251520
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  непрерывное повышение профессионального мастерства, учитель будущего, профессионально-личностная позиция педагога, профессиональный рост, национальная система учительского роста, методическая поддержка педагогов, оффлайн-формат, онлайн-платформы, коучинг, наставничество, центры непрерывного повышения профессионального мастерства, новые образцы профессионального поведения педагога, коуч, тьютор, игромастер, организатор проектного обучения

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.