���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Авторы: Алимова Елена Евгеньевна, Кандидат психологических наук, Ратке Игорь Рудольфович, кандидат филологических наук
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Реализация государственной программы «Развитие образования» в рамках стажировочной площадки Ростовской области привела к созданию комплексной модели учительского роста средствами дополнительного профессионального образования. Даётся описание структурных компонентов модели и её методологического обоснования.

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Алимова Елена Евгеньевна (alimova@roipkpro.ru), Ратке Игорь Рудольфович(ratke2013@yandex.ru)

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО), Ростов-на-Дону

Аннотация. Реализация государственной программы «Развитие образования» в рамках стажировочной площадки Ростовской области привела к созданию комплексной модели учительского роста средствами дополнительного профессионального образования. Даётся описание структурных компонентов модели и её методологического обоснования.

На протяжении 2016-2019 гг. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО (далее – Институт) является стажировочной площадкой реализации государственных программ, направленных на продвижение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога (Федеральная целевая программа «Русский язык», государственная программа «Развитие образования»). Тематика стажировочной площадки, созданной на базе Института, «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации», актуальна и востребована социокультурным и образовательным сообществом Ростовской области, отличительными характеристиками которого являются многонациональный, поликультурный состав, стремление к национальной самоидентификации, важность формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности на уровне региона.

Рассмотрение, моделирование и проектирование комплекса необходимых мер для успешного функционирования русского языка как фактора единения народа Российской Федерации и родных языков как основы для сохранения и развития этнокультурного многообразия, гармонизации национальных и межнациональных отношений составляют цель деятельности стажировочной площадки.

Основные целевые установки и способы достижения данных целей представлены в методологической модели, разработанной Институтом, основанной на программно-целевом, системно-деятельностном, личностно-ценностном, средовом и персонифицированном подходах, на актуальных технологиях профессионального развития, обучения русскому языку как родному и как государственному языку РФ. Особо значимыми факторами, обеспечивающими эффективное решение поставленных задач, являются: интерактивная направленность систем методической поддержки и сопровождения педагогов в условиях всероссийских и межрегиональных семинаров-совещаний, круглых столов, методических семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, практикумов, тренингов; опыт проведения крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, в том числе с использованием образовательных возможностей учреждений культуры; самостоятельная работа педагогов с современными средами ИКТ (в том числе в формах дистанционного образования, медиаобразования, в рамках сетевых образовательных проектов и др.); всесторонняя поддержка профессионального роста педагогических и управленческих кадров области.

В результате системной работы по развитию кадрового потенциала учителей начальных классов, русского языка и литературы, педагогов дошкольного образования, педагогов-психологов, педагогов-библиотекарей создана и успешно реализуется модель учительского роста, основанная на принципах системной прогностики, общественной востребованности, актуализации текущих проблем, ориентации на получение ощутимых социально-педагогических результатов.

Для решения стратегических образовательных задач использованы все функциональные ресурсы региональной системы ДПО с её сложной многокомпонентной инфраструктурой. Это позволяет прогнозировать и обеспечивать достижение высокого уровня организации и качества реализации программных мероприятий. Значительно повышен уровень экспертного обеспечения программ ДПО. Программы проходят общественно-государственную экспертизу: внутреннюю – межкафедральную и внешнюю – федеральную и региональную. Обобщённые модели лучших практик обучения русскому языку, их включение в содержание реализуемых программ обеспечивают новый уровень образовательного процесса в системе повышения квалификации и качество образовательных достижений педагогов и обучающихся. Существенным направлением содержательной работы в научно-методическом и организационном сопровождении программных мероприятий является система методических активностей, которыми охватываются все участники деятельности стажировочной площадки в рамках инновационной инфраструктуры пространства профессионального развития педагогов.

Реализация модели свидетельствует о достижении следующих результатов: повышен уровень проективной культуры педагогов, позволяющий формировать новое содержание образования и управлять его качеством средствами современных образовательных технологий; созданы условия, обеспечивающие персонификацию и непрерывность процесса повышения квалификации и профессионального развития педагога; разработаны базовые основы целостной модели профессионального роста учителя средствами интеграции персонифицированной системы ПК и системы адресной методической поддержки и сопровождения учителя. Для успешной реализации модели используется многокомпонентная информационная среда Института, включающая следующие направления:

- обновление электронного банка методических материалов по вопросам изучения и использования русского языка;

- обеспечение деятельности регионального методического сетевого сообщества учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, библиотечных работников образовательных организаций, работников учреждений культуры, музеев по выявлению и диссеминации лучших педагогических практик изучения русского языка;

 - функционирование многофункционального сайта Института для эффективного и оперативного доступа к информации, размещенной на сайте, функционирование специальных тематических рубрик сайта Института, обеспечивающих открытость, гласность, обратную связь и широту охвата всех мероприятий по реализации государственной программы;

 - распространение в педагогическом сообществе региона информационных и методических материалов по вопросам изучения русского языка через сетевое взаимодействие библиотек, базовых школ и библиотек ММРЦ;

- развитие электронных коммуникаций и создание электронной образовательной среды, специальных сервисов (онлайн-опросы, анкетирование отсроченных результатов, онлайн-консультации), средствами информационно-коммуникационных технологий;

- технологическое оснащение и создание аппаратно-программной и архитектурной доступности ресурсов по русскому языку через оснащение технологическим оборудованием учебных аудиторий Института, его филиалов, муниципальных методических ресурсных центров, а также образовательных учреждений с лучшими педагогическими практиками;

- включение электронных ресурсов обучения русскому языку как родному, как неродному при проведении учебных занятий в Ростовской области, Чеченской Республике и Республике Дагестан;

- использование образовательных ресурсов дистанционного модуля обучения в программе Moodle, разработанных преподавателями Института.

Опыт реализации данной модели на уровне региона и в ходе межрегионального сотрудничества с Чеченской Республикой, Республикой Дагестан, Республикой Северной Осетией – Аланией, Республикой Калмыкией продемонстрировал её продуктивность и востребованность, что позволяет использовать её в качестве методологической основы для конструирования аналогичных моделей профессионального роста педагогов других предметных областей.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  модель учительского роста, государственная программа, информационная среда

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.