���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

Формирование модели учительского роста в условиях инновационной образовательной среды во взаимодействии РИПК и ППРО с муниципальными методическими службами

Автор: Алимова Елена Евгеньевна, Кандидат психологических наук
Эффективность взаимодействия региональной системы ДПО с муниципальными методическими службами определяется рядом механизмов, среди которых вариативность и индивидуализация образовательных программ ДПО, модульная структура методической службы, что особенно актуально в условиях формирования систем учительского роста.

Формирование модели учительского роста в условиях инновационной образовательной среды во взаимодействии РИПК и ППРО с муниципальными методическими службами

 

Алимова Елена Евгеньевна (alimova@roipkpro.ru)

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО), Ростов-на-Дону

Аннотация. Эффективность взаимодействия региональной системы ДПО с муниципальными методическими службами определяется рядом механизмов, среди которых вариативность и индивидуализация образовательных программ ДПО, модульная структура методической службы, взаимодействие на основе формирования спроса и предложения образовательных услуг по повышению квалификации педагогических кадров, что особенно актуально в условиях формирования систем учительского роста.

В условиях возрастающих и быстро меняющихся требований к качеству образования актуализируется проблема непрерывной, оперативной, гибкой, массовой подготовки и переподготовки педагогических кадров к инновационным изменениям в образовании. Ряд исследований и опыт взаимодействия преподавателей и методистов РИПК и ППРО со школами, педагогами, муниципальными методическими службами (ММС) свидетельствует, что наиболее эффективно эта проблема решается средствами, адаптированными к территории и рабочему месту учителя, что обеспечивает массовый охват педагогов мероприятиями повышения квалификации, адресное сопровождение их профессионального развития. Это вызывает необходимость создания новых моделей методического сопровождения повышения квалификации в муниципальных образованиях, стратегий сетевого взаимодействия методических служб всех уровней в решении проблем обновления содержания, педагогических технологий, экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, развития инновационного потенциала педагогов и руководителей.

Результаты анализа опыта эффективного взаимодействия РИПК и ППРО с рядом ММС позволяют отметить, что сложившиеся связи расширяются и укрепляются при формировании образовательной среды, если формируются в рамках:

– совместного решения актуальных проблем образования, определения единых позиций по вопросам содержания и способам решения приоритетных задач регионального образования в процессе проведения конференций, семинаров, «круглых столов» и т.д.;

– сходства миссий (преодоление сопротивления инновациям, положительный настрой на нововведения, информационное, научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогических кадров);

– единства целей (специально организованное обучение, переподготовка, повышение квалификации);

– ценностных образовательных ориентаций (открытость, гуманизация, демократизация, единство теории и практики; разнообразие подходов; творчество, адресность, готовность к саморазвитию и инновациям);

– взаимодополняемости функций организаций дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров и муниципальных методических служб;

– взаимообогащения научными, информационными, методическими ресурсами.

Помощь со стороны учреждений повышения квалификации заключается в предоставлении:

– высококвалифицированных научно-методических кадров, которые осуществляют свою педагогическую деятельность не только непосредственно в учреждении ПК, но и в муниципальных образованиях, а также дистанционно через сетевое взаимодействие;

– аналитической информации в области государственной политики в образовании, психолого-педагогических, предметно-методических теорий и концепций современных образовательных парадигм;

– научно-методического содержания (базовые и вариативные программы ПК, учебно-методические пособия и рекомендации, монографии, научно-методические журналы);

– форм, технологий, опыта работы с педагогами (длительная и краткосрочная курсовая подготовка; практикумы, проблемные семинары; консультации; научно-практические конференции; творческие группы; дистанционное обучение; проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы, информационные технологии, мастер-классы);

– информационных ресурсов (библиотека, сайт института, банк опыта; ресурсный центр модернизации образования, центр информатизации образования);

– социального партнерства с органами управления образованием, общественными организациями, бизнес-сообществом, содействия повышению инвестиционной привлекательности программ повышения квалификации и профессионализма педагогов;

– научно обоснованной концептуальной модели оптимального взаимодействия учреждений повышения квалификации и муниципальных методических служб, обеспечивающей эффективную подготовку управленческих и педагогических кадров к компетентному решению практических задач инновационного развития образования.

Продуктивным оказывается взаимодействие на основе формирования спроса и предложения образовательных услуг по повышению квалификации педагогических кадров. Как показывает анализ опыта оптимизации взаимодействия ИПК и ММС, его результатами являются:

– активное и широкое внедрение педагогическими коллективами в повседневную практику школ гуманистической модели личностно-ориентированной субъектно-деятельностной организации образовательного процесса;

– эффективная методическая поддержка инновационной деятельности школ и учителей, становления авторских педагогических систем;

– мотивационная и компетентностная готовность школ к непрерывному развитию, стабильному повышению качества образования, а педагогов – к личностной включенности в инновационный процесс, к профессиональному совершенствованию и личностному саморазвитию.

Сегодня особую актуальность приобретает разработка новых моделей методического сопровождения повышения квалификации в территориях, а также стратегий сетевого взаимодействия методических служб всех уровней в решении проблем обновления содержания, педагогических технологий, экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, развития инновационного потенциала педагогических кадров. В современных условиях акцент делается на информатизации деятельности методической службы, создании муниципального банка данных по вопросам педагогической деятельности с использованием современных цифровых образовательных ресурсов, организации сайтов методических служб, размещением материалов методических служб на сайтах муниципальных органов управления образованием.

Проектирование на обучающих семинарах в ИПК, а затем создание на местах моделей гибкой, вариативной, муниципальной системы методической службы, обеспечивающей вместе с учреждениями дополнительного профессионального образования непрерывность процесса профессионального роста и творческого развития педагога, – сегодня одно из эффективных направлений взаимодействия учреждений ДПО и муниципальных методических служб.

Выполняя традиционные методические функции в модуле предметной области, методист демонстрирует на его материале образец программы, содержания, форм и системы работы по курируемому им проблемному модулю (содержание семинаров, деятельности проектных команд, творческих и исследовательских групп, мастер-классов, создание методических разработок). Такая модульная структура методической службы и распределение функциональных обязанностей обеспечивают гибкость и вариативность методической системы, а также позволяют оптимизировать методическую деятельность и затраты усилий и времени на реализацию поставленных задач.

 В результате комплексного сравнительного анализа потребности и возможности ИПК и ММС в создании условий для развития ОУ и профессионально-личностного роста педагогических кадров можно спроектировать оптимальную модель взаимодействия этих структур, в значительной степени повышающую эффективность не только системы повышения квалификации в регионе, но и образования в целом.

Инновационное обновление современных образовательных технологий является механизмом, обеспечивающим реальное воплощение в жизнь новых педагогических целей, концептуальных идей и принципов, на основе чего идет формирование модели инновационной образовательной среды.

Список использованных источников:

1. Вайсеро, З. В. Инновационная модель методической работы в колледже [Текст] / З. В. Вайсеро // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 102 – 103.

2. Демьянченко, Н. А. Матричная модель сетевой организации методической службы. Инновационная модель муниципального учреждения образования г. Мурманска «Городской информационно-методический центр работников образования» [Текст] / Н. А. Демьянченко // Методист. – 2010. – № 5. – С. 17.

3. Описание инновационной модели и содержательных результатов деятельности муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://educoroang.ru/MMS/opisanie_ innovacionnoj_modeli_i_soderzhatelnykh_re.html (10.12.2013).

4. Шаяхметова, Р.И. Методическая поддержка инновационного образования [Текст] / Р. И. Шаяхметова // Управление образованием. – 2012. – № 5. – С. 39.

5. Щербакова, Т. Н. Моделирование управления качеством образования на диагностической основе [Текст] : научно-методический журнал / Т. Н. Щербакова, Л. П. Агафонова // Региональная школа управления. – 2012. – № 5. – С. 21 – 32.

Список использованных источников
  1. 1. Вайсеро, З. В. Инновационная модель методической работы в колледже [Текст] / З. В. Вайсеро // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 102 – 103. 2. Демьянченко, Н. А. Матричная модель сетевой организации методической службы. Инновационная модель муниципального учреждения образования г. Мурманска «Городской информационно-методический центр работников образования» [Текст] / Н. А. Демьянченко // Методист. – 2010. – № 5. – С. 17. 3. Описание инновационной модели и содержательных результатов деятельности муниципальной методической службы Ангарского муниципального образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://educoroang.ru/MMS/opisanie_ innovacionnoj_modeli_i_soderzhatelnykh_re.html (10.12.2013). 4. Шаяхметова, Р.И. Методическая поддержка инновационного образования [Текст] / Р. И. Шаяхметова // Управление образованием. – 2012. – № 5. – С. 39. 5. Щербакова, Т. Н. Моделирование управления качеством образования на диагностической основе [Текст] : научно-методический журнал / Т. Н. Щербакова, Л. П. Агафонова // Региональная школа управления. – 2012. – № 5. – С. 21 – 32.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Муниципальные методические службы, индивидуализация и вариативность ДПО, модель взаимодействия РИПК и ППРО с муниципальными образованиями

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.