���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

МОДЕЛЬ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА ПЕДАГОГА «ОЛИМП» МБОУ «Гимназия № 117», КАК ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Авторы: Бозаджиев Вадим Юрьевич 1, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Ярмова Татьяна Борисовна 2, Рудь Наталья Борисовна 2, Куприянова Людмила Валентиновна 3
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №117 Советского района города Ростова-на-Дону, 2 МБОУ "Гимназия № 117", 3 РОИПК и ППРО
В статье приводится описание авторской модели учительского роста в условиях информационной среды «Олимп» МБОУ «Гимназия № 117». Обсуждаются данные о первых результатах ее внедрения в гимназии. Отмечается ее положительное влияние на повышение качества знаний у обучающихся и профессиональный рост педагога.

Современную школу невозможно представить без использования цифровых технологий.  Администрацией гимназии № 117 выстраивается модель учительского роста педагогов в условиях сформированной в гимназии информационной среды, которая получила название «Олимп».  Авторами данной модели являются педагоги гимназии Бозаджиев В.Ю., Куприянова Л.В., Рудь Н.Б. и Ярмова Т.Б. Особенностью модели и ее новизна заключается в ее комплексности, привлечении всех ресурсов, а также в опоре на информационно-коммуникативную среду. 

Модель учительского роста педагогов «Олимп» имеет три блока: административный, психологический и методический. Задачами административного блока являются: создание для педагогов особых условий, способствующих их самосовершенствованию и обучению. Задачами психологического блока является создание в гимназии особого климата, способствующего обучению и основанного на мотивации. Методический блок модели предназначен для осущетвления учительского роста педагогов гимназии.

В течение последних 10 лет в гимназии № 117 выстраивается стройная система дополнительного образования учащихся, призванная раскрыть их таланты и познакомить с перспективными направлениями в мире профессий. В гимназии действует экологическое движение "Эко-друзья". В распоряжении учащихся и учителей естественнонаучных дисциплин имеются учебные цифровые лаборатории, которые используются как в учебно процессе, так и при выполнении исследовательских проектов [1].

В гимназии активно используются учащимися планшетные компьютеры. На них установлены лицензированные электронные учебники, а также авторские электронные учебные пособия по биологии, разработанные учителем биологии  Бозаджиевым В.Ю.  Данные учебные пообия прошли экспертизу и активно используются на уроках биологии в качестве дополнительного материала [2].

Гимназия является отделением Малой академии наук "Интеллект будущего".  Используя данный ресурс, учащиеся, под руководством педагогов,  имеют возможность  посредством Интернета участвовать в разнообразных олимпиадах и конкурсах проектно-исследовательского характера, а педагоги – в конкурсах профессионального мастерства.

Гимназия участвует в международном проекте "Ассоциированные школы ЮНЕСКО", который открывает перед учащимися широкие возможности общения со всоими сверстниками из зарубежных и российских школ, входящих в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Гимназия имеет свою страничку на портале Ассоциированных школ ЮНЕСКО.

В декабре 2016 года в гимназии № 117 открыт Школьный центр космических услуг, который не только знакомит учащихся с одной из современных и быстро развивающейся информационной технологией – геоинформационной, но и дает возможность учащимся возможность ее практического освоения.

С мая 2017 года гимназия № 117 является участником Всероссийского движения "Школьная лига РОСНАНО",  участие в котором дает учащимся реальноу возможность познакомиться с современными высокотехнологичными направлениями науки, техники и технологий.

Все эти направления открывают перед учащимися гимназии № 117 самые широкие возможности в раскрытии своих талантов и умений, в выборе своей будущей перспективной профессии. В тоже время педагоги гимназии повышают свой профессиональный уровень [3].

С  2014 года гимназия № 117 имеет муниципальный статус «Школа цифровых технологий», которые предоставляет возможность педагогам участвовать в вебинарах, в ходе котором они знакомятся с опытом своих колег и обмениваются с ними своим опытом. Педагоги гимназии дистанционно повышают свои квалификацию и проходят переподготовку. Педагоги гимназии с большой охотой участвуют в обучающих вебинарах, организуемых издательством «Просвещение».

Еще одним из инструментов учительского роста и повыения профиссонализма в совремных условиях является использование возможностей интернета для педагогических целей. Новизна опыта состоит в организации междисциплинарных образовательных проектов с использованием интернет-технологии «Blogger» в качестве информационной, образовательной и методической поддержки.

В настоящей статье будет описан опыт реализации междисциплинарных образовательных проектов «Певцы донской природы» (http://pevcidona.blogspot.com/) и Совесть эпохи (https://sovestepoxi.blogspot.com/), осуществленных при поддержке кафедры филологии и искусства РО ИПК и ППРО.

Педагогами гимназии была организована вокруг детей комфортная атмосфера уважения, внимания и успеха, которая помогла детям максимально комфортно включиться в реализацию проектов и, вконечном итоге, привела данные проекты к мх успешному завершению.

Реализация образовательных проектов породила новую педагогическую ситуацию, которая представляла собой особую совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты.  В данной конкретной педагогической ситуации можно было выделить два звена: педагогическое влияние педагогов, задействованных в реализации проекта, на обучающихся и положительную реакцию на это влияние со стороны детей. В результате возникали педагогические отношения, которые и привели к реализации проектов. При реалицации проектов возникло педагогическое явление в виде «среды успеха и радости».

В реализации проектов были задействованы учащиеся 2-11 классов. В этой связи каждой возрастной группе учащихся предлагались к выполнению задания и проекты, соответствующие их возрастной группе, интересам и уровню развития.

Общим подходом к проектированию, организации и реализации междисциплинарных образовательных проектов  является организация и поддержание в педагогическом процессе максимально широкой сети междисциплинарных взаимодействий, с целью вовлечения обучающихся в образовательно-развивающую среду качественно нового уровня.

Стержнем в проектировании междисциплинарного образовательного проекта является проектирование сети междисциплинарных взаимодействий. На примере проектов «Певцы донской природы» и «Совесть эпохи» это выражалось в организации междисциплинарной сети, в которой были задействованы такие учебные предметы как: биология, литература, география, русский язык, ИЗО и МХК, технология, история и обществознание.

В целью достижения максимального педагогического эффекта, для реализации проекта были привлечены ресурсы гимназии: участие в городских образовательных проектах, привлечение ресурсов Школьного центра космических услуг, задействование ресурсов социальных партнеров гимназии.

Главной идеей проектов  было привлечение внимания учащихся к познанию красоты родной донской природы и побуждение к изучению донской природы через изучение произведений донских писателей и поэтов, знакомство с произведениеями донских живописцев и графиков. Этим и определялись темы и направления конкурсов и викторин, а также проектных исследований учащихся.

В качестве развивающих заданий, условия которых лежали в зоне ближайшего развития ребенка, с учетом его возроста можно привести конкурсы и викторины проекта.

Творческие конкурсы и летний фестиваль «Краски лета» способствовал развитию креативных качеств личности, а в конкурсе фотографий – освоение навыков получения высоко художественных фотографий с помощью, как спациализированных фотокамер, так и с помощью фотокамер смартфонов и планшетных компьютеров.

Привлекая возможности Школьного центра космических услуг, авторы стремились через проектную деятельность познакомить учащихся с перспективной и активно развивающейся ГИС-технологией, освоение которой будет необходимо при овладении широким спектром современных профессий. Таким образом, вовлечение учащихся в деятельность Школьного центра космических услуг носило и профориентационной характер.

Кроме конкурсов, викторин и проектов с учащимися проводилвась большая воспитательная работа, они посещали выставки, музеи и фестивали народного творчества.

Большое значение  проекте имеет блок, связанный со 100-летием известного донского писателя В.А. Закруткина. Учащиеся и педагоги отметили его юбелей различными конкурсами и циклом уроков. Учащиеся и педагоги приняли участие в региональном конкурсе «Читая В.А.Закруткина» и в донском фестивале «Закруткинская весна», проводимого в станице Кочетовская Семикаракорского района.

Такми образом, в качестве авторской «педагогической находки» мы можем указать на организацию максимально широкого взаимодействия большого числа педагогов и учащихся на основе междисциплинарного подхода и привлечения широкого спектра ресурсов к раскрытию темы проекта.

Участвуя в проекте, учащиеся имели возможность ознакомиться с условиями обучения в ведущих ВУЗах города Ростова-на-Дону: ЮФУ, ДГТУ, РГМУ, что способствовало их адаптации к условиям обучения высших и средних профессиональных заведений.

В ходе реализации проекта учащиеся посещали музей космонавтики в городе Новочеркасск, где они, в ходе знакомства с экспозицией, узнавали и об особенностях их производства, получая тем самым первоначальные знания о промышленном производстве, что способствовало их адаптации на производстве.

Проект «Совесть эпохи» создавался и реализовывался в год 100-летия русского писателя ХХ века А.И. Солженицына.

На всем протяжении реализации проектов «Певцы донской природы» и «Совесть эпохи» отмечалась высокая активность и работоспособность учащихся.

С момента создания блога «Певцы донской природы» в январе 2018 года его посетило более 3500 пользователей, а блога «Совесть эпохи» более 1500 пользователей. Среди них были пользователи не только из России, но и из Украины, Туркменистана, США, Германии, Швейцарии и Франции, Египта. Это подчеркивает важность и значимость педагогической работы над междисциплинарными образовательными проектами.

В заключении необходимо отметить, что созданная в гимназии № 117 модель учительского роста педагогов «Олимп»  в условиях сформированной в гимназии информационной среды показывает свою эффективность. Проведенным мониторингом эффективности  установлено  повышение профессионального уровеня педагогов, что повлекло повышение качества обучения в гимназии более чем на 10%. Более 95 % педагогов положительно отзываются об описанных  формах работы.

Список использованных источников
  1. Бозаджиев В.Ю., Матакова М.Н., Панарина Т.А., Рудь Н.Б., Шевелева Ю.Е., Ярмова Т.Б. Опыт использования новых форм организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий в гимназии № 117 // Информационные технологии в образовании-2015. Сборник научных трудов участников XV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки. 11-12 ноября 2015 г. г. Ростов-на-Дону, ООО «Издательство «Эверест», 2015, С.6-7
  2. Бозаджев В.Ю., Барсукова Т.И. К проблеме преподавания биологии в условиях ФГОС с применением электронных образовательных ресурсов на основе регионального компонента // Информационные технологии в образовании-2015. Сборник научных трудов участников XIV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки. 11-12 ноября 2015 г. г. Ростов-на-Дону, ООО «Издательство «Эверест», 2015, С.28-29
  3. Бозаджиев В. Ю., Ярмова Т. Б., Рудь Н. Б. К вопросу о профессиональном росте педагога в условиях информационной среды «Нео Логос» МБОУ «Гимназия № 117» // XVI Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании-2016» («ИTO-Ростов-2016») (дата публикации 17.11.2016) [Электронный ресурс] URL: http://ito.evnts.pw/materials/150/20428/ (дата обращения 09.07.2017)
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Профессиональный рост педагога, Информационная среда школы, МБОУ "Гимназия № 117", модель "Олимп"

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.