���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Автор: Головко Татьяна Георгиевна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Почетный работник общего образования Российской Федерации
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
В докладе рассматриваются современные подходы к построению региональной модели развития ИКТ-компетентности педагогов в системе повышения квалификации в контексте требования профессионального стандарта «Педагог».

Тенденции развития информационного общества актуализируют необходимость построения эффективной информационной образовательной среды (ИОС) как системно организованной совокупности средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированной на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

В условиях современной информационной образовательной среды информационные технологии выступают как инструмент познания окружающего мира, что в значительной степени актуализирует проблему инновационного моделирования процессов их использования в различных видах учебной деятельности. Это выводит задачу формирования и развития ИКТ-компетентности педагогических работников на одно из ведущих мест.  Профессиональный стандарт «Педагог» нормативно закрепил данное требование к профессионализму современного учителя.

ИКТ-компетентностьпедагога-это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции профессиональных и специфических информационных знаний, умений и качеств субъекта информационного общества, позволяющих эффективно решать современные педагогические задачи. Включает три взаимосвязанных компонента: когнитивный, деятельностный и личностный [1].

Когнитивный компонент отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ, формализация, сравнение, обобщение, синтез,  прогнозирование) и включает знания о содержании ИКТ-компетентности, знания об информационно-коммуникационных технологиях как объектах профессиональной деятельности, знания о способах профессиональной деятельности на их основе.

Деятельностный компонент отражает владение способами профессиональной деятельности на основе ИКТ, а также опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога.

Личностный компонент, являющийся катализатором профессионально-личностного развития педагога, включает: мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой и рефлексивно-оценочный аспекты. Мотивационно- потребностный и ценностно- смысловой компоненты определяют ценностные ориентации, потребности, мотивы информационной деятельности педагога. Рефлексивно-оценочный компонент отражает уровень саморегуляции личности, самоуправления ее поведением, самосознания, самореализации в информационном образовательном пространстве.

В профессиональном стандарте «Педагог» выделены три уровня ИКТ компетентности: 1) общепользовательский (компьютерная грамотность); 2) общепедагогический (отражает специфику педагогической деятельности); 3) предметно-педагогический (отражает специфику предметной области).

Программа повышения квалификации «Информационные технологии в образовании отражает данную структуру требований: включает базовые модули, нацеленные на формирование общепользовательского и общепедагогического компонентов ИКТ-компетентности и вариативные модули, отражающие специфику контингента слушателей курсов повышения квалификации.

Новые образовательные технологии требуют широкой апробации методик их применения в педагогической практике, обмена живым опытом и мнениями, широкого обсуждения и освещения в профессиональных СМИ и ассоциациях. Учителям-новаторам требуется среда профессионального взаимодействия с коллегами, конкурсного представления своих достижений и их экспертной оценки со стороны коллег и ученых. Для решения данной задачи необходима консолидация всего потенциала информатизации образования, в том числе инфраструктуры сетевой поддержки учителей [2].  Такая поддержка осуществляется институтом в различных формах.

Федеральные и региональные целевые программы и проекты информатизации, реализованные в образовании за последние годы,  позволили сформировать единое информационное пространство школ страны. Однако, наращивание технических,  программных и информационных ресурсов само по себе, без активного участия педагогов–носителей инновационных методик и технологий нового поколения, не может автоматически повысить эффективность учебного процесса.  Важнейшую роль в развитии информационной составляющей профессионализма учителя играет региональная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В связи с интенсивным развитием программно-технических решений для целей образования и необходимостью постоянного наращивания педагогического потенциала информационных технологий в педагогической практике, ИКТ-компетентность педагогических работников подлежит непрерывному совершенствованию.  Поскольку скорость обновления и расширения информационного образовательного ресурса очень велика (смена версий программного обеспечения, характеристик компьютерной техники, сервисов Интернет) процесс подготовки учителей не может носить единовременный  и краткосрочный характер. Необходимы новые механизмы обновления ИКТ-компетентности, опирающиеся на повышение квалификации в различных формах на основе модулей с подвижным содержанием, дистанционную методическую поддержку, создание условий и педагогических информационных ресурсов для  самообразования, среды оперативного взаимодействия с коллегами и обмена профессиональным опытом.

Список использованных источников
  1. Головко, Т.Г. Развитие информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации [Текст]: Монография /Т.Г. Головко; под общ. ред. С.Ф. Хлебуновой. – Ростов н/Д, Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010,. – 184 с.
  2. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов [Текст]: методическое пособие /М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  ИКТ-компетентность педагога, повышение квалификации, профессиональный стандарт "Педагог"

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.